Мультимедийная поддержка коррекционного процесса

Для достижения хорошей результативности логопедические занятия, наполненные учебно-игровой деятельностью, должны быть эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывать у ребёнка живейший интерес. Наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материалы, картинки-символы, опорные схемы, игры — вот то, без чего всегда было невозможно обойтись учителю-логопеду.

В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. В последнее время на помощь учителю-логопеду и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Рассмотрим примерный ход логопедического занятия по дифференциации изолированных звуков (С) и (Ш) с использованием компьютера. Вначале с помощью программы слайд-шоу мы «перелистываем» картинки, символизирующие для детей названия специальных артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков: «Лягушка» (зубки сжаты, губы растянуты в улыбку), «Кошка сердится, выгнула спинку» (кончик языка за нижними зубками, спинка языка выгнута вперед), «Испекли мы вкусный блин» (широко распластанный передний край языка лежит на нижней губе), «Чашечка» (передний и боковые края языка загнуты вверх) и т.д. Затем, сопровождаемые вопросами учителя-логопеда, в том же режиме слайд-шоу перед детьми «проходят» картинки-символы, напоминающие нам свист «С-С-С» и шипение «Ш-Ш-Ш»:

  • Как свистит закипевший чайник? (Изображение чайника.)
  • Как шуршит в кладовой мышь? (Изображение мыши.)
  • Как свистит насос? (Изображение насоса.)
  • Как шуршат камыши? (Изображение камышей.)

Далее перед ребёнком в программе Word представляется таблица, где символически изображены: губы, растянутые в улыбке, — «С», и губы круглые — «Ш»; кончик языка, опущенный вниз, — «С», и поднятый вверх — «III»; прохладная струйка воздуха — «С», и тёплая — «Ш». Ребёнок с помощью учителя-логопеда имеет возможность, проговаривая, следя за правильным положением артикуляторных органов, «раскрасить» изображение губ, добавить стрелочки, символизирующие положение языка, поменять местами «воздушные струйки».

Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора развиваются и совершенствуются креативные качества учителя-логопеда — он становится творцом, автором; происходит его профессиональная и личностная самореализация, растёт уровень его компетентности. Воспитанники тонко чувствуют этот переход своего наставника в новое качество. Желание взрослого разнообразить их деятельность, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия.

Можно практиковать и домашние задания в виде обучающих мультимедийных презентаций по составлению описательных рассказов о временах года: «Зелено Лето», «Хозяюшка Осень», «Зима-подруга», «Весна-красна», которые сопровождаются слайд-шоу фотографий из жизни детей нашего учреждения, их экскурсий, походов, прогулок, выставок. Такая личностно ориентированная направленность домашних заданий выводит отношения педагогов и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по развитию речи детей.

Учитель-логопед высшей категории
МАДОУ «Детский сад №253» г. Уфа
Семёнова Наталья Михайловна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *