Особенности речевого развития детей с ОНР
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, а у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
III уровень речевого развития является наиболее типичным. У таких детей в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же присутствуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
У этих детей выявлены лексические трудности, касающиеся знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, копыта и т.п.);
- глаголов, выражающих утонченность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий –мелкий, густой – жидкий и т.п.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый и т.п.).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят 5-8 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые,звонкие – глухие согласные, а также звуки С-Ш, З-Ж, Л-Р и т.п.;
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию , некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот — кит — ток, бык — бак — бок).
Связная речь.
- В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно — следственные взаимоотношения действующих лиц.
- Труднее всего таким детям дается не только самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания, но и воспроизведение текстов по образцу обнаруживает заметное отставание от нормально говорящих детей.
Слоговая структура слов.
Для детей с III уровнем речевого недоразвития характерны стойкие ошибки в звук наполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Так, при произношении многосложных слов (велосипедист, аквалангист и др.) отмечаются перестановки и пропуски слогов и звуков, недоговаривания окончаний слов.
Рекомендации для родителей по работе с детьми с общим недоразвитием речи .
Взрослые должны учитывать, что у ребенка с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к этой работе? Прежде всего необходимо побудить ребенка слушать и слышать взрослого, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?» и т.п.
Во время умывания можно предложить ребенку такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть.
Родителям нужно следить за речью своего ребенка и исправлять его ошибки. Причем очень важно, чтобы все ошибки ребенка исправлялись родителями корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, негативизм.
Если ошибки встречаются в обращении ребенка к родителям, то можно реагировать на них так: «Ты же можешь правильно сказать, ну – ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно.
Гранцева Наталья Николаевна
учитель-логопед
Тульская обл., Плавский р-н, пос. Горбачево