Логопедический проект «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста на индивидуальном логопедическом занятии»

Проблема.   Дети с ТНР, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с нарушениями речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии.Все недостатки речи важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дислексия и дисграфия.

Цель проекта. Подобрать комплекс коррекционно-развивающих заданий по коррекции и развитию всех компонентов речи на индивидуальном логопедическом занятии.

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада, учитель-логопед.

Формы работы: индивидуальные логопедические занятия, домашние занятия с родителями по закреплению знаний, полученных на занятиях с учителем- логопедом.

Задачи проекта

  1. Формирование артикуляционной моторики;
  2. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
  3. Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  4. Обогащение словарного запаса;
  5. Развитие грамматического строя;
  6. Развитие связной речи.

Выводы. Реализация проекта позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Основные направления занятия Литература
1
  • подготовка к постановке звука [р] ;
  • игра на развитие внимания и памяти «Что изменилось»;
  • упражнение на развитие звукового анализа игра «Звук потерялся»;
  • игра «Кто это? Что это?».
    Дать понятие «слово, обозначающее живой или не живой предмет.»
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»,  В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».
2
  • Подготовка к постановке [р];
  • Игра на развитие слухового внимания «Угадай что это?»;
  • Упражнение на развитие звукового анализа «Придумай слово»;
  • Игра «Какой он?» на расширение словаря путем накопления слов- признаков.
Н.В.   Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет»,  В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».
3
  • Подготовка к постановке звука [р]:
  • Игра на развитие фонематического слуха «Красный — белый»;
  • Игра на развитие слухового анализа «Потерялся 1-й звук»;
  • Расширение словаря: слова – действия  игра «Назови слова».
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,  Е..В.  Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».
4
  • Подготовка к постановке звука [р]:
  • Игра на развитие внимания и памяти «Запомни — повтори»;
  • Упр. на развитие звукового анализа: выделение последнего согласного в слове.
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И .Селиверстов «Речевые игры с детьми».
5
  • Постановка звука [р];
  • Звуковой анализ обратных и прямых слогов;
  • Игра «Найди место своей картинке»: -дифференциация звуков [ж] — [ш], активизация словаря.
  • Расширение словаря: слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,  Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми».
6
  • Постановка звука[р];
  • Выделение звука [р] из слов, упр. «Хлопни, если услышишь звук»;
  • Развитие внимания и памяти — игра «Запомни, повтори»;
  • Подбор к глаголу существительных в ед.ч. и мн.ч.
Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений».
7
  • Автоматизация звука [р] в слогах;
  • Звуковой анализ — выделение гласного после согласного:
  • Дифференциация звука [ж] — [ш] ;
  • Упр. «Хлопни на звук»;
  • Образование мн.ч. существительного
  • игра «Один — много».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177.
8
  • Автоматизация зв. [р] в словах;
  • Развитие внимания и памяти-  игра «Запомни повтори»;
  • Деление слов на слоги-  игра «Телеграф»;
  • Префиксальное словообразование — упражнения на подбор приставочных глаголов, а к глаголу — нескольких существительных.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177,

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» с. 17.

9
  • Автоматизация звука [р] в слогах, словах;
  • Звуковой анализ Упр. «Где звук?»;
  • Упр. на подбор приставочных глаголов.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» с. 17.

10
  • Автоматизация звука [р] в словах;
  • Дифференциация звуков [ж] — [ш] — игра «Наоборот»;
  • Звуковой анализ-  упр. «Определить позицию буквы в слове и написать букву в схеме»  (слова с буквой Р);
  • Образование мн.ч. существительных-  игра «А у вас?».
В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 176,

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 178.

11
  • Автоматизация звука [р] в предложениях (слоги -тр-,др-) ;
  • Развитие фонематического слуха: нахождение звука в названиях предмета на картине -придумать 6 слов со звуком [р], сосчитать сколько звуков и слогов в этих словах, определить место звука [р];
  • Игра на развитие умения различать род имен сущ.-  «Разложи картинки».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179,

А.И. Селиверстов  «Речевые игры с детьми», с. 37, А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179.

12
  • Автоматизация звука [р] в текстах со слогами -тр-, -др-;
  • Печатание слов по следам анализа, составление схем;
  • Упражнение на расширение запаса существительных в активном словаре ребенка «Цепочка слов»;
  • Упр. на развитие фонематического слуха- «Хлопни на звук».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

А.И. Селиверстов  «Речевые игры с детьми», с. 135.

13
  • Автоматизация звука [р] в обратных слогах -ар-, -ор-, -ур-… и в словах с данными слогами с ударением на слоге;
  • Подобрать слово к схеме;
  • Упр. на развитие звуко — буквенного анализа.
  • Упр. на умения согласовывать
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 180,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр. 63.

14
  • Автоматизация звука [р] в словах с обратными слогами без ударения на слоге;
  • Упр. на развитие звуко-слогового анализа, упр. с разрезной азбукой, составление схем слов;
  • Распространение предложений, путем введения однородных определений.
 

 

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 181-182,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр. 64.

15
  • Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах с обратными слогами;
  • Развитие фонематического слуха; Дифференциация звуков [щ — ш]- сравнение звуков по артикуляции и звучанию, упр. «Хлопни на звук»;
  • Прямой и обратный счет со словами;
  • Составление предложений с глаголами — антонимами.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 182 – 184,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр.67.

16
  • Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах с ударением на слоге;
  • Дифференциация звуков [ш — щ]-  упр. «Хлопни на звук»;
  • Прямой и обратный счет со словами;
  • Составление предложений по сюжетным картинкам.
А.И .Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 184 – 185,

А.И. Селиверстов  «Речевые игры с детьми», с. 223.

17
  • Автоматизация звука [р] в словах с прямыми слогами без ударения на слоге и со стечением согласных;
  • Дифференциация звуков [ш — щ] — упр. «Разложи картинки на две части»;
  • Прямой и обратный счет со словами;
  • Рассказ К.Д. Ушинского «Рыжик» Выделение слов на звук [р] из рассказа.
 

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 185 — 186.

18
  • Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах;
  • Упр. «Измени слово по образцу» Образование родительного падежа сущ. мн.ч.;
  • Составление предложений из слов со звуком [р];
  • Пересказ рассказа JI. Толстого «Ворона и рак».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.187 – 189,  Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]».

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189.

19
  • Автоматизация звука [р];
  • Развитие умения отвечать на вопрос четырёхсловным предложением, составленным без наглядной опоры.
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]». с. 18-20, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр.31.
20
  • Автоматизация звука [р]
  • Составление четырёхсловных предложений с включением сущ. в творительном падеже единственного числа
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»  с. 21 – 23,

Т. А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр.21.

21
  • Автоматизация звука [р];
  • Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи».
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»  с. 24 – 26,  Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр.29.
22
  • Постановка звука [р];
  • Лексико — грамматическое упражнение: подбор признаков к предметам, подбор антонимов;
  • «Запомни, повтори» (по 4 слова).
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189.
23
  • Автоматизация звука [р’] в обр. слогах;
  • Упр. «Назови лишнее слово»;
  • Развитие звукового анализа Упр. «Подбери слово к схеме»;
  • Активизация словаря по теме «Фрукты»
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр. 35.
24
  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Развитие слогового анализа. Упр. «Подбери слово к схеме»;
  • Развитие фонематического слуха. Упр. «Повтори, не ошибись»;
  • Активизация словаря по теме «Транспорт»
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 89 — 190.
25
  • Автоматизация звука [р’] в словах
  • Подбор слов к схемам (слова с мягким звуком [р‘]
  • Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений».

26
  • Автоматизация звука [р’] в словах;
  • Игра «Запомни, повтори» (слова со звуком [р‘];
  • Распространение предложений .Игра «Скажи дальше».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 191,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 96.

27
  • Автоматизация звука [р’] в словах, предложениях;
  • Припоминание слов на звук [р‘] (в конце слова, в начале слова, в середине слова);
  • Упражнение «Скажи наоборот» — расширение и активизация словаря признаков.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 192.
28
  • Автоматизация звука [р’] в предложениях;
  • Повторение звука [р];
  • Преобразование слогов и слов.
  • Упр. «Скажи наоборот»;
  • Согласование прилагательных с существительными по роду, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр. 63.

29
  • Автоматизация звука [р’] в текстах;
  • Заучивание скороговорки;
  • Выделение слов со звуком — [р‘] из скороговорки. Составление схем слогов;
  • Упр. «Скажи наоборот».
    Подбор глаголов – антонимов.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 193 -194,  Т.А. Ткаченко «Формирование лексико — грамматических представлений» упр. 68.
30
  • Автоматизация звука [р’];
  • Упр. на подбор притяжательных прилагательных
    «Чей хвост, чья морда?»
Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р’]».
31
  • Дифференциация звуков [р — р’] в предложениях;
  • Упр. на развитие ориентации во времени.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 194 -195.
32
  • Дифференциация звуков [р — р’].
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 196 -197.
33
  • Автоматизация, дифференциация звуков [р — р’] в текстах;
  • Выучить наизусть стихотворение, назвать слова со звуками [р — р‘], записать их в 2 колонки;
  • «Детство» И. Суриков — Пересказ текста «Два Мороза».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 198 -199.
34
  • Подготовка к постановке звука [ч];
  • Употребление уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных «Назови ласково» (жен и ср род);
  • Составление предложений с этими парами слов (выборочно);
  • Звуко — слоговой анализ, упр. с разрезной азбукой, печатание, чтение слов, составление схем.
«Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ],

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 99.

35
  • Постановка звука [ч];
  • Лексико — грамматические упражнения:
    • счет*-» 10 (крокодил, крыло, эскалатор);
    • спряжение в наст, времени;
    • спряжение в будущем времени.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 98.
36
  • Автоматизация звука [ч] в обратных слогах;
  • Звуко — слоговой анализ, упр. с разрезной азбукой, печатание, чтение слов, составление схем;
  • Родственные слова: Рыболов, спортзал.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116.
37
  • Автоматизация звука [ч] в словах с ударением на слоге;
  • Игра «Запомни, повтори»;
  • «Отгадай слово»;
    Me.., пе.., мя.., гра…;
  • Загадка.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116 -117.
38
  • Автоматизация звука [ч] в словах без ударения на слоге;
  • Уменьшительно — ласкательные суффиксы существительных мужского рода
  • Игра «Большой — маленький»;
  • Родственные слова;
  • Составление предложений с данными словами.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 117,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 101.

39
  • Автоматизация звука [ч] в предложениях;
  • Притяжательные прилагательные на — ий, ья, ь е
  • игры:
    «Чей хвост лучше?»;
    «Чья голова умнее?»;
    «Чье ухо лучше слышит?»;
    (Заяц, волк, белка, бык, теленок);
  • Припоминание слов на –ч;
  • Игра «Телефон» в конце слова, в середине слова, в начале слова.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 118 -119.
40
  • Автоматизация звука [ч] в текстах;
  • Составление схем слов: туча, чашка, чудо, дача, удача;
  • счет 1*-* 10 (слова на звук [ч]
  • Составление по опорным словам рассказа «Очки» с исп. сюжетных картинок.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей»,

А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 102.

41
  • Автоматизация звука [ч] в прямых слогах, словах;
  • Родственные слова;
  • Счет 1<~»10;
  • Игра «Запомни, повтори».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 120 -121.
42
  • Автоматизация звука [ч] в предложениях и текстах с прямыми слогами;
  • Словообразование отчеств мужского рода — игра «Эхо», «Иван Иванович» и т. Д.
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 122 -123.
43
  • Дифференциация [ч] — [т’]  в воспроизведении слоговых рядов;
  • Упр. с картинками-  игра «четвертый лишний»;
  • Упр. на развитие внимания и памяти с картинками на [ч] и [т’] «Что изменилось?».
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 105.
44
  • Дифференциация [ч] — [т’];
    Игра «наоборот» ча-тя, чу-тю…;
  • Договаривание сложноподчиненных предложений;
  • Чтение слов по карточкам;
  • Повторение загадки «Пять мальчиков, пять чуланчиков»;
  • Выделение из нее слов на [ч], затем на [т].
 

А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.131.

45
  • Дифференциация [ч] — [т’] в текстах;
  • Пересказ текста «Яичко».
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 134 – 135.
46
  • Закрепление произношения шипящих и соноров [р], [р’] в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»;
  • Заучивание стихотворения;
  • Выделение слов на [ч], [р], [р’] из стихотворения, составление схем;
  • Подбор признаков и действий;
  • Распространение предложений.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 121-122.
47
  • Закрепление произношения [р], [р’] в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»;
  • Заучивание стихотворения наизусть;
  • Распространение предложений;
  • Выделение слов на [р], [р], составление схем;
  • Подбор предметов к признакам.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально — подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 123.

Карчевцева Елена Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120»
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *