Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»

Цели:
Закрепить признаки зимы; Развитие в речи детей лексико – грамматических средств языка: слов – предметов, слов – действий, слов – признаков, родственных слов; Составление сложных предложений со значением противопоставления; Пересказ рассказа с опорой на вопросы ло¬гопеда. Усвоение детьми переносного значения слов. Развитие внимания, памяти и логического мышления.

Орг. момент.

  • Назовите времена года. (зима, весна, лето, осень)
  • Какое сейчас время года? (зима)
  • Какая часть зимы? (ранняя зима)
  • Какой зимний месяц заканчивает год и начинает зиму? (декабрь)

Логопед: — Послушайте стихотворение А.С. Пушкина:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
Л.: — О чём это стихотворение? (о зиме) — Кто автор этого стихотворения? (А.С. Пушкин) — Итак, мы сегодня будем говорить о зиме.

Л.: — Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку. (декабрь, январь, февраль ) Л.: — О каком зимнем месяце говорят: «он год заканчивает, а зиму начинает»? (декабрь)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…
Итог логопедического занятия. — О чем мы сегодня говорили? (о зиме) — Какие новые слова мы узнали? (метелица, метель, вьюга, пурга, буран, буря) Логопед даёт оценку деятельности детей.

Пальчиковая гимнастика. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх)
Два – поймаем. («ловят», приседают)
Три – уроним (встают, «роняют»)
И … сломаем! (топают)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  • зимующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;
  • названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);
  • части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);
  • чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).

Расширение словарного запаса детей

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья…

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

ГЛАГОЛЫ: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:

Птица — птичка
Синица — синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.

Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

 

Игра «Один-много».

Логопед говорит:

  • Один снегирь, а много — …
  • Одна синица, а много-…
  • Одна сорока, а много-…
  • Одна ворона, а много-…

Логопед: — Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда).

Клест — крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста — клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:
А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»
В.Звягина «Воробей»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»

Итог занятия:

  1. о каких птицах мы сегодня говорили?
  2. требуют ли заботы зимующие птицы?
  3. с какой птицей мы сегодня познакомились?

Логопед: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо занимались.

Умалаева Аймисей Нажмудиновна
Учитель-логопед, МБДОУ дет.сад №10 «Сказка»
Ставропольский край, г. Железноводск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *