Использование дидактических игр в процессе развития словаря младших дошкольников с общим недоразвитием речи

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитий речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Исследование формирования словаря занимались такие выдающиеся ученые, психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.М. Пешковский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, О.С.Ушакова, В.В. Виноградов.

Дидактическая игра — широко распространенный метод словарной работы. В младшем дошкольном возрасте, с помощью дидактических игр происходит обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание в игре следует уделять развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет дидактическая игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались исследователями: А.П. Усовой, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгром, Е.И. Тихеевой, Г.С. Швайко, О.С. Ушаковой. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, спра¬ведливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы ди¬дактическая игра была не только формой усвоения отдельных зна¬ний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»

Вопросом преодоления и предупреждения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи посредством специального коррекционного обучения и воспитания посвятили свой труд Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. В их работах определены основные направления коррекционной работы с детьми общего недоразвития речи по формированию словаря, специфика работы воспитания в ДОУ для детей с нарушением речи.

Т.Б. Филичева отмечала, что в работе с детьми общим недоразвитием речи «основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащения. Дети должны непросто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться».
Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение ребенком сложного программного материала. И поэтому особая роль дидактической игры в обучающем процессе с детьми с общим недоразвитием речи определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ханина Екатерина Андреевна
студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
г. Щекино, Тульская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *