Логопедический массаж в коррекции нарушений речи у детей с дизартрическими проявлениями

Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Показания к применению массажа

Логопедический массаж –это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (приемы и методы логопедического массажа взяты из книги Дьяковой Е.А.).  Логопедический массаж входит в комплексную медико–педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее минимальные проявления: ринолалия, заикание, нарушение голоса, а также в целях профилактики речевых нарушений у детей доречевого периода развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения.

Основные цели логопедического массажа:

  1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  4. стимуляция проприоцептивных(чувство тела, позы, движения) ощущений;
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  7. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Краткие анатомо –физиологические сведения:

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача. Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Логопеду следует определить состояние мышц: верхней половины туловища, шеи, мимических, артикуляционных. Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Осмотр. При осмотре ребенка следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, а также наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения (это важно). Окраска кожи, кожные высыпания, кожные кровоизлияния.

Пальпация. Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. Путем пальпации определяются следующие характеристики. Эластичность кожи, отечность кожи, состояние лимфатических узлов, состояние мышц.

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического(ручного) массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера, баночный и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей.2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата), 3) гексорал (после массажа мышц полости рта ребенок может в целях гигиены прополоскать раствором рот), 4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта), 5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь), 6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции). Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детским маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Общие рекомендации к проведению массажа.

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 — 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

Положения тела при массаже.

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже: 1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента. 2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА.

  1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.
  2. Растирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрация и поколачивание.
  5. Плотное нажатие

Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.

Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках (подкожно-жировая клетчатка слегка смещается в складку).

Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп, максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей.

Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает состояние тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа.

  1. Массаж проводится в медленном темпе.
  2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
  3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
  4. Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.
  5. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.
  6. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40— 45° С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.
  7. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:
    • мышцы шеи и плечевого пояса,
    • мимическая мускулатура,
    • мышцы губ,
    • мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа.

  1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
  2. Движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными.
  3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
  4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.
  5. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.
  6. При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.
  7. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого.
  8. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:
    • мимическая мускулатура,
    • мышцы губ,
    • мышцы языка,
    • мышцы шеи и плечевого пояса.

МАССАЖ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И ШЕИ

Расслабляющий массаж. Расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, что способствует активизации движений нижней челюсти. Массируемый должен быть обнажен до половины груди.

  1. Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук (попеременно то правой, то левой рукой) сверху вниз по боковым областям горла (избегать надавливания на область щитовидной железы)
  2. Медленно поглаживать боковую поверхность шеи попеременно то с правой, то с левой стороны.
  3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, этот массажный прием снимает тонус с трапециевидной мышцы.

Активизирующий массаж. Массажные движения производят в направлении снизу вверх, используя приемы поглаживания и растирания. Поколачивание, разминание и вибрация этих отделов противопоказаны. 1. Движение проводится одновременно или попеременно обеими руками, вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти. 2. Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

Массаж в области лба

Расслабляющий массаж.

  1. Поглаживающие движения ладонной поверхностью всех пальцев (кроме большого) в направлении:
    • от середины лба к височным областям. На висках проводят круговые поглаживания в виде спирали
    • от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием
  2. Поглаживание в направлении снизу-вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы. Движения проводятся попеременно ладонной поверхностью всех пальцев правой и левой рук либо одновременно подушечками 2—4-го пальцев обеих рук.

Активизирующий массаж.

  1. Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения в направлении от средней линии лба к вискам.
  2. Разминание, сжатие складки кожи двумя пальцами — большим и указательным, или прерывистое надавливание.
  3. Прерывистая вибрация, или пунктирование (постукивание), подушечками указательного и среднего пальцев попеременно в быстром темпе.

Массаж в области глаз

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу глаза и мышцу, сморщивающую бровь. Массаж проводят при закрытых глазах. Массажные движения в области глазниц должны быть очень нежными, проводятся без большого нажима и сдвигания кожи.

  1. Поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук. Движение от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза; затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску; при этом средний палец ложится под бровью, а указательный — над бровью
  2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производят поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходят на верхнее веко и поглаживают его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Массаж в области щек и подбородка

Массаж оказывает воздействие на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы, а также мышцы, изменяющие положение губ (мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта; мышца, опускающая угол рта; мышца, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные и височные мышцы, так как от их состояния зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

Расслабляющий массаж.

  1. Указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а остальные — под подбородком.
  2. Указательные пальцы обеих рук располагаются над верхней губой, средние — под нижней, а остальные — под подбородком.
  3. Движение всеми пальцами (кроме большого) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха.
  4. Движение осуществляется тремя пальцами (указательный, средний, безымянный) обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка.

Активизирующий массаж.

  1. Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости.
  2. Аналогичным образом круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к крыльям носа.
  3. В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание.
  4. Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек как в продольном, так и в поперечном направлении.

Массаж внутренней поверхности щеки

Массаж жевательных, щечных и скуловых, а особенно крыловидных мышц может проводиться при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные пальцы остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами — по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутренней поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом — и при сомкнутых челюстях. В качестве основных приемов используются растирание и разминание.

  1. Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот.
  2. Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу.
  3. Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы.
  4. Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Все пальцы при этом, кроме большого, располагаются у края скуловой кости. Большой палец — с внутренней стороны щеки.
  5. Растирающие спиралевидные движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта.
  6. Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки» указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки.

Массаж мышц губ

Расслабляющий массаж.

  1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине.
  2. Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине.
  3. Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта.
  4. Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта.
  5. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом.

Активизирующий массаж. Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

  1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения — по нижней губе.
  2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.
  3.  Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
  4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы.
  5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.
  6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.
  7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы.
  8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе.
  9. Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху.
  10. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами. Локализация точек.
  11. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.
  12. Указательные и средние пальцы специалист располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные. Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

Массаж мышц языка

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус мышц языка отмечается значительно чаще, чем пониженный. Возможны случаи и неравномерного распределения мышечного тонуса в мышцах языка; например, тонус может быть понижен лишь в изолированной группе мышц (одной половины языка, корня, кончика и т.п.). Массаж язычных мышц, имеющих сложное строение, производящих тонкие, точные движения в процессе артикуляции, является наиболее сложной процедурой. Кроме того, выполнение массажных движений на языке, как правило, вызывает неприятные ощущения у массируемого. Следует учитывать и тот факт, что язык достаточно интимная часть тела человека. Массаж мышц языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и определенной корректности. При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания: дифференцированный массаж мышц языка проводится либо в резиновых перчатках, либо через марлевую салфетку, либо через стерильный батистовый носовой платок; при массаже языка могут использоваться различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки и т.п.; Для этого логопед подтягивает язык вперед следующим образом: захватывает кончик языка (через носовой платок или марлевую салфетку) так, чтобы большой палец находился сверху, указательный и средний — снизу, и слегка подтягивает его вперед. Захват языка осуществляется левой рукой, а массажные движения — правой. массажные движения должны проводиться в трех направлениях, соответственно расположению мышц языка: горизонтальном, поперечном и вертикальном.

Расслабляющий массаж.

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбно-глоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил: расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня; движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка; перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса; если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта; перед расслабляющим массажем мышц языка целесообразно провести специальные упражнения, способствующие расслаблению его корня: указательным или большим пальцем произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки.

После этого переходят к собственно массажу мышц языка.

  1. Большим и указательным пальцами правой руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с другой стороны языка, от кончика к корню языка и обратно. При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.
  2. Производят поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны в сторону (от средней линии к боковой части языка и обратно), постепенно продвигаясь от кончика к корню Движения выполняются сначала на одной половине языка, а затем на другой.
  3. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка — справа и слева. Поглаживают боковые поверхности языка от кончика к корню.
  4. Производят легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. Большой палец правой руки находится сверху, средний и указательный — снизу языка. Осуществляются перетирающие движения с постепенным продвижением от кончика языка к корню и обратно, сначала с одной стороны языка, а затем с другой. Движения очень легкие без нажима.
  5. При том же положении пальцев легко, без надавливания производят круговые растирающие движения.
  6. Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое потряхивание.
  7. Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым).
  8. Большой палец находится сверху, средний и указательный — снизу языка, в его средней части, повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогичное движение в левую сторону.

Активизирующий массаж.

При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты: движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику; в основном используются приемы разминания и перетирания; как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка; если снижение мышечного тонуса наблюдается только в какой-либо части языка (например, только на одной половине языка), массажные движения выполняются в основном на пораженной стороне; при сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе логопед предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.

  1. Перетирание в продольном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
  2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидными движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
  3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном направлении с одной стороны языка, затем с другой.
  4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
  5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
  6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
  7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью ручки, зубной щетки).
  8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мыши мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба. Общие рекомендации при проведении массажа следующие: массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки; массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц; массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки. Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

  1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба по всей поверхности мягкого нёб.
  2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки.
  3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
  4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.
  5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг. В

послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям. Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.

Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Имитировать жевание. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении). Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца). Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

Массаж уздечки языка

В случае укорочения уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу ввер.

Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба В раде случаев у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса может наблюдаться слабость кинестетических ощущений. В таких случаях с целью преодоления расстройств артикуляционного праксиса в комплекс массажных движений включают массаж слизистой оболочки твердого нёба и десен.

  1. Рот ребенка открыт. Большой палец расположен на внешней стороне верхней десны, а указательный — на внутренней стороне. Энергично нажимая на дёсны, производить движения справа налево, а затем слева направо сначала по верхней, а потом аналогичным образом по нижней десне (рис. 102).
  2. Большим или указательным пальцем энергично проводить по твердому нёбу, начиная от передних верхних зубов, по направлению к мягкому нёбу до границы с мягким нёбом и обратно.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Дьякова Е.А. Логопедические технологии Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. Изд. Цнтр «Академия» вып.-6
  2. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения.
  3. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999. — Вып. 5.
  4. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996

Мацук Татьяна Викторовна
учитель-логопед, Новобирюсинский детский сад «Сказка»
р.п.Новобирюсинский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.