Детско-родительский клуб как форма работы с семьями детей ОВЗ
Современная политика нашего государства направлена на социальную поддержку семьи и признание ее первостепенной роли в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, родительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений.
Проблема воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики и психологии. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Внедрение инклюзивного образования и тот факт, что вместе с типично развивающимися детьми будут воспитываться дети с ОВЗ, воспринимается родителями таких детей неоднозначно, а чаще негативно. Поэтому необходима специальная психолого-педагогическая работа с родителями типично развивающихся детей.
Основная задача при подготовке родителей к инклюзивному образованию — снятие негативных ожиданий, преодоление настороженного, негативного отношения родителей к совместному пребыванию детей в группе. Прежде всего, родители боятся детей с ОВЗ, потому что не понимают проблему, боятся заразиться, считают, что такие дети рождаются только в маргинальных семьях, у пьющих родителей, что общение с такими детьми нежелательно для их ребенка. Именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с воспитанниками и родителями, личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам.
Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит. И если в семье существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о равенстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с взрослых.
Поэтому основной задачей образовательной организации– дать информацию об особых детях, разрушить мифы. Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на достижения типично развивающихся детей. Это утверждение не подкреплено абсолютно никакими фактами. Необходимо разрушить этот миф, подкрепив информацией о положительном влиянии инклюзии не только на детей с ОВЗ, но и на типично развивающихся детей. Привлекая к сотрудничеству родителей, мы вовлекаем их в единое образовательное пространство ДОУ в качестве равноправных участников.
Организация взаимодействия и сотрудничества с родителями позволит нам создать условия для единого социально образовательного пространства, дающего возможность детям с ОВЗ реализовать собственные возможности наиболее полно. Это актуально потому, что воспитанниками ДОУ являются дети с ОВЗ, а, следовательно, с особыми, специфическими потребностями.
Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями воспитанников мы выбрали такое объединение всех участников образовательного процесса как клуб «Добрые сердечки»
Детско-родительский клуб — особая форма взаимодействия между участниками, где родители и дети с разными возможностями — как с нарушениями развития, так и без них — взаимодействуют в едином социуме.
Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, и предназначен для решения сложной проблемы толерантного отношения к детям с ОВЗ. В тоже время, реализация проекта будет способствовать включенности родителей в процесс инклюзии в дошкольных организациях, повышению степени интеграции детей с трудностями развития в социальную среду.
Принципы реализации:
- добровольность;
- целенаправленность;
- вариативность форм и методов;
- сотрудничество;
- компетентность;
- толерантность;
- соблюдение этических норм общения;
- создание атмосферы доверия;
- индивидуальный подход;
- открытость;
- доброжелательность;
- соблюдение психологической и педагогической этики.
Критерии эффективности:
- Режим развития. Реализация программы будет успешной, если ее задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.
- Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации программы важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы детско-родительского клуба.
- Заинтересованность родителей. Привлечь родителей к сотрудничеству и обмену опыта между семьями.
- Преобразующий характер программы. Апробировать новые формы сотрудничества с родителями.
Модель реализации:
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников с ограниченными возможностями – одно из важных направлений деятельности ДОУ. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Социальные проблемы представляют собой действующие в сознании большинства взрослых устойчивые стереотипы негативных установок к совместному обучению здоровых детей с ОВЗ. Однако если позиции родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку с ОВЗ совпадают, то сверстники ведут себя как защитники и покровители становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно.
Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Основные функции работы детско-родительского клуба:
Работа детско-родительского клуба «Добрые сердечки» — это групповая форма взаимодействия с родителями и детьми, реализующая несколько функций:
- Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- Личностно ориентированную –направленную на самоопределение, активизацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- Содержательную –направленную на решение проблем;
- Диагностическую–углубление понимания родителями собственного ребенка;
- Инструментальную –позволяющую выбрать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- Умения слушатьи взаимодействовать с другими участниками:
- Коррекционную–изменение негативных установок.
- Консультативную–оказание помощи родителям, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Гончарова Ксения Александровна
Учитель-логопед, МАДОУ «ДС №2 «Умка»
г. Норильск, Красноярский край