Использование интерактивных речевых игр для преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Организация современного коррекционно-образовательного процесса с детьми в соответствие с федеральным государственным стандартом предполагает применение педагогом в своей работе инновационных методов, приёмов и технологий, позволяющих эффективно решать индивидуальные образовательные потребности воспитанников.

Очень важно создать для таких детей комфортное, интересное, красочное, интерактивное образовательное пространство, способствующее поэтапному преодолению речевых нарушений, в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольного возраста — игрой.

С появлением в дошкольных образовательных организациях современного оборудования (мультимедиа проекторы, интерактивные доски) ярко обозначилась проблема поиска электронных обучающих комплексов педагогами-практиками, так как в настоящее время для детей, развитие которых осуществляется в соответствии с возрастными нормами, создаются отдельные электронные дидактические игры и серии игр, а для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не существует такого широкого выбора обучающих электронных ресурсов.

Одним из принципов коррекционной педагогики является принцип «обходного пути» или формирование компенсаторных механизмов, позволяющих «скорректировать» имеющееся нарушение, путём использования дополнительных ресурсов сохранных анализаторов у воспитанника с ОВЗ.

Данный принцип положен в основу создания интерактивных компьютерных игр по развитию речи, которые позволяют осуществлять одновременное воздействие на различные анализаторы — зрительный, слуховой, тактильный и применения ребёнком разнообразных мыслительных операций для решения поставленной задачи.

Формирование высших психических функций у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья качественно отличается от сверстников с нормой, имеет свои особенности и является предметом изучения логопсихологии.

Так у воспитанников с ОВЗ наблюдается повышенная истощаемость нервной системы; сложности с привлечением, удержанием, переключаемостью внимания; малый объём памяти и затруднённость произвольного запоминания; низкий уровень сформированности мыслительных процессов с преобладанием наглядно-действенного мышления. Со стороны речи наблюдается как несложное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, так и недоразвитие всех компонентов родного языка.

У значительного количества воспитанников с ОВЗ ведущим в структуре нарушения является вербальное общение. В связи с тем, что речь выполняет коммуникативную и когнитивную функции, неоспоримым является утверждение, что главная цель логопедического воздействия на ребёнка — это полноценное овладение дошкольником системой родного языка для успешного пребывания его в социуме.

В связи с этим логопедами-практиками, создаются комплексы интерактивных речевых игр с учётом вышеуказанных особенностей развития психических функций, индивидуальных и возрастных особенностей, а также структуры речевого нарушения воспитанников с ОВЗ.

Анализ результативности коррекционной работы с систематическим  применением  интерактивных игр  на логопедических занятиях позволяет сделать вывод, о том, что данная инновация является  эффективным средством для достижения  высоких результатов в работе по формированию всех компонентов языковой системы у воспитанников с нарушениями речи.

Практический опыт применения интерактивных речевых игр в коррекционной работе учителя-логопеда позволяет   выявить  следующие преимущества:

  • Подача учебного материала в форме интерактивных игр помогает разнообразить учебный материал,  способствует привлечению и удержанию внимания воспитанников в процессе выполнения задания;
  • Использование интерактивных игр на занятии способствует наиболее прочному закреплению полученных знаний, умений и навыков, что повышает эффективность коррекционной работы логопеда с воспитанниками;
  • Всесторонняя направленность интерактивных игр позволяет проводить работу по формированию всех компонентов языковой  системы детей с ОВЗ;
  • Интерактивные игры являются универсальными, что позволяет логопеду использовать их в различных формах деятельности: на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях;
  • Интерактивные игры можно применять как отдельный элемент занятия или комбинировать друг с другом, в соответствии с целями, задачами занятия и индивидуальными образовательными потребностями воспитанников, что обеспечивает индивидуально- личностный подход в обучении воспитанников;
  • При работе с интерактивной игрой дети могут вносить свои коррективы в содержание задания, что позволяет стать активным участником образовательного процесса;
  • Комплекс интерактивных игр способствует  формированию у детей  практических навыков работы с интерактивной доской.

Назаренко Татьяна Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ «ДСОВ №20»
г. Усинск, РК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *