Методики диагностики и коррекции коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье затрагивается актуальная проблема исследования современных методик диагностики и коррекции коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова расстройство аутистического спектра, методики диагностики, методики коррекции, коммуникативно-речевое развитие.

Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков при РАС является проблемой педагогического характера. Активно разрабатываются методики коррекции коммуникативных навыков у детей данной категории (E.G.Сагг, P. Hunt, T. Layton, E. Schopler, L.R. Watson и др.).

Использование соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей – это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога – выбрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации. Особая проблема в этой области — «облегчение участи» тяжелых аутичных пациентов, у которых коммуникативная речь так и не формируется с возрастом или развивается крайне ограниченно. Таких среди аутистической популяции оказывается около трети. Причем мутизм не обязательно сопровождается грубым снижением интеллекта.

Некоторые специалисты предостерегают от разработки альтернативных средств коммуникации со слишком маленькими аутичными детьми. Так, по мнению Т.И. Морозовой, это следует делать только в том случае, если работа по развитию устной речи не дала положительных результатов до 8-9 лет. Важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей [2].

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную.

Вербальные коммуникации осуществляются с помощью устной речи, при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию [1].

Невербальные коммуникации – это сообщения без использования устной речи, например, с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, символических изображений (картинки, фотографии, рисунки, значки, пиктограммы, системы символов) [4].

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) разработана около двадцати лет назад в США (штат Делавэр, 1995) LoriFrost и AndrewBondy в рамках «Программы коррекции аутизма» [3]. Следует отметить и другие варианты пиктограммно-идеограммного общения, которые использовались в случаях тяжелых психофизических нарушений у детей, и которые могут быть использованы для развития коммуникации детей с РАС:

  • блисс-символы (Чарльз Блисс, Канада): семантическая языковая система, способная замещать любой другой естественный язык [6].
  • леб-система (Германия) — система состоит из символов, разделенных на 10 групп: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качество; сообщения о состоянии здоровья; посуда, продукты питания; предметы домашнего обихода; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых [8].

Макатон — жестовый язык, разработанный для глухонемых, который часто используется и в работе с аутичными детьми [5].

Программы Прикладное вербальное поведение (AVP) — базируются на теориях поведенческого психолога Б. Ф. Скиннера о происхождении вербального поведения.

Метод Миллера [7] — основан на повторяющемся поведении и желании ребенка завершить начатое действие.

По Миллеру вовлечение ребенка в систему отношений происходит двумя путями:

  • построение повторяющегося поведения, которое выполняет ребенок, например выстраивание кубиков;
  • обучение детей определенному поведению, которое они не могли спонтанно воспроизводить, без помощи взрослого, например, обучение ребенка переливанию воды в стакан.

Метод фасилитации коммуникации (FC) — обеспечение эмоциональной поддержки и физической помощи (например, поддержание руки при, необходимости) при коммуникации, отражен в работах Розмари Кроссли» [7].

Визуальное расписание. Существуют однозначные научные доказательства преимуществ использования визуальных расписаний при расстройствах аутистического спектра (РАС) [9].

Проведение диагностического обследования ребенка с расстройством аутистического спектра (методика диагностики)

Первичное обследование речи

Диагностическая работа начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка.

Обследование понимания речи (импрессивная речь)

Понимание ребёнком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова.

Обследование собственной речи ребенка (экспрессивная речь)

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (которые производятся без участия голосовых связок) ребенка. Полученная информация будет использована на первых этапах работы по развитию речи.

Для диагностики речевого развития ребенка целесообразно использовать диагностическую карту обследования ребенка с аутизмом, составленную на основе карты Диагностика аутичного ребенка К. С. Лебединской, О. С. Никольской.

После проведения обследования имеющихся у ребенка речевых навыков проводится анализ результатов диагностики.

Данные диагностического обследования используются для разработки индивидуальных программ по формированию речевых навыков.

Литература:

  1. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам. [Электронный ресурс] http://autist.narod.ru/p045.html
  2. Морозов, С.А., Морозова, Т. И. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст). — М. — 2018. — 323 с.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, — 2009. – 288 c.
  4. Солдатенкова Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 52–64. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n3/72747.shtml
  5. Как научить аутичного ребенка быть самостоятельным? Использование визуального расписания. Часть 1.: [Электронный ресурс] Readmore: http://autism-aba.blogspot.com/2011/12/picture-activity
  6. Как помогать аутистам в вопросах организации своей жизни: [Электронный ресурс] http://outfund.ru/kak-pomogat-vzroslym-autistam-vvoprosax-organizacii-svoej-zhizni/
  7. МКФ — международная классификация функций: [Электронный ресурс] http://www.invalidnost.com/publ/sotrudnikam_sluzhby_mseh/mkf_mezhdunaro dnaja_klassifikacija_funkcij
  8. Топ -10 важнейших стратегий при работе с аутичными детьми: [Электронный ресурс]. http://autism-aba.blogspot.ru/
  9. Что такое структурированное обучение для детей с аутизмом: [Электронный ресурс]. http://outfund.ru/chto-takoe-vizualnye-raspisaniyadlya-rebenka-s-autizmom

Серебрякова Яна Геннадьевна
студентка 2 курса Алтайского государственного педагогического университета
г. Барнаул

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *