Игры по развитию речи

Думаю, уже ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей в жизни ребенка вплоть до школьного возраста. В ежедневной суете и рутинных делах мы часто забываем о важной роли игры и эмоционального общения между родителем и ребенком.

Если Ваш ребенок молчун, использует в речи много лепетных слов — самое время “разговорить” его. С 3 лет можно начинать играть с ребенком в игры по активизации речи и по расширению активного (используемые в речи слова)  и пассивного (слова, значение которых он понимает) словаря. Я предлагаю Вам три игры, которые отлично помогают расширить словарный запас, развивают память и внимание.

  1. Игра “В моей коробочке лежит”. Взрослый загадывает слово, но не называет его, а начинает его описывать, используя как можно больше характеристик (например: “В моей коробочке лежит животное. Это хищник, дикий и полосатый в желтую и черную полоски, живет в Африке, охотится” (тигр)). Ребенок должен понять по описанию о ком или о чем идет речь и назвать загаданный предмет. Если же он затрудняется, подскажите на какую букву или слог начинается загаданное Вами слово. Затем ребенок меняется с Вами ролями, его очередь загадывать и объяснять, а Ваша слушать. Если Вы регулярно по дороге в сад, домой или в секцию будете играть в эту игру, Вы очень быстро заметите расширение словарного запаса ребенка, развитие монологической речи, внимания, также улучшаются навыки ведения диалога. Помимо всех перечисленных достоинств эта игра помогает еще больше подружиться с ребенком, посмеяться вместе над неудачным словом, да и поводов для общения станет на один больше.
  2. Игра “В слова”. Это аналог игры в города, только для облегчения подбора на начальном этапе не задается тематика. Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать свое слово, которое начинается на последнюю букву слова взрослого. Слова должны быть существительными в единственном числе в именительном падеже. В начале для упрощения можно называть слово, и проговаривать букву, на которую должен назвать слово ребенок (например: “Облако, тебе на О). По мере освоения игры переставайте называть букву для усложнения. Также в этой игре развивается фонематический слух, улучшаются знания в области орфографии (например на слово взрослого “комод” ребенок может назвать слово на букву Т, а не Д, задача взрослого медленно по слогам проговорить слово и обозначить последнюю букву в слове).

В случае, если ребенок затрудняется придумать слово, взрослый может дать подсказку с характеристиками предмета (например: это большое и круглое светит нам в небе днём (солнце)).

  1. Игра ”Подбери словечко”. Взрослый называет цвет, а ребенок называет предметы этого цвета которые он знает или видит вокруг себя. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Побеждает тот, кто назвал больше слов. Также можно играть, подбирая слова на какую-то букву. Победителю обязательно полагаются самые крепкие обнимашки за весь день.

Работа, бытовые дела занимают много времени и сил, и зачастую нам куда проще включить телевизор или компьютер “лишь бы меня не трогал”. Приведенные выше игры не требуют для них специально выделенного времени. От взрослого нужно только желание, чуть-чуть внимания и максимум эмоциональной вовлеченности в процесс игры. Тогда результат по активации речи не заставит себя долго ждать и Ваш любимый ребенок заговорит полной и красивой речью.

Стышова Екатерина Александровна
логопед
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *