Проблемы формирования навыков согласования прилагатательных с существительными у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования навыков согласования прилагательных с существительными у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Ключевые слова: согласование, прилагательное, существительное, грамматический строй, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи III уровня.
Дошкольники с ОНР III уровня отличаются развернутой фразовой речью и тем, что в развитии различных сторон речи отсутствуют грубые отклонения. Однако несмотря на это встречаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В различных видах монологической речи это наблюдается наиболее явно. Процесс развития связной речи и переход от диалогической формы речи к контекстной затруднены ограниченностью словарного запаса, отставанием в овладении грамматическим строем родного языка [1].
Навыки согласования прилагательных с существительными формируются в процессе формирования грамматического строя ребенка, поэтому необходимо подробно рассмотреть как формируется грамматический строй старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Овладеть активным и пассивным словарем детям с ОНР третьего уровня гораздо проще, чем правильным грамматическим строем. Грамматические значения как правило более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе огромного количества языковых правил.
Многие ученные изучающие проблемы детей с общим недоразвитием речи такие как: Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Н. С. Жукова считали [4], что нарушение грамматического строя является одним из наиболее значимых в системе данного речевого нарушения. Представленная нам группа детей отличается неоднородностью и разнообразием симптоматики. Нарушения варьируются от небольшой задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
Особенности овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется более медленным темпом усвоения, дисгармонией развития морфолого-синтаксической системы языка, семантических компонентов, искажением общей картины речевого развития. Третий уровень характеризуется четким и хорошо осознанным различением некоторых грамматических форм, но также имеются грамматические формы, различение которых нестойко. В речи таких детей имеются как общие, так и специфические аграмматизмы. Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, С. Н. Шаховская выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР III уровня:
- ошибки в употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, зеленый мячи, много вилков);
- неверное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет три камней);
- нарушение согласования глагола с существительными и местоимениями (мальчики играет, она поскользнулся );
- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (платок улетели);
- ошибочное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из кружка).
Не полное развитие грамматического строя также описывается несформированностью навыков практического словообразования. Дошкольники с ОНР третьего уровня затрудняются при образовании названий детенышей животных (у собаки – маленькая собачка), уменьшительно-ласкательной формы существительных (машинка – машиночка), относительных прилагательных от существительных (оловяный – оловяновый), притяжательных прилагательных (у волка – волкин хвост), приставочных глаголов, сложных слов.
Оценка навыков согласования различных частей речи у старших дошкольников с ОНР различного происхождения указывает на значительные трудности в грамматическом построении словосочетаний и фраз, что проявляется в стойком аграмматизме, стереотипных ошибках, неадекватных семантических заменах.
Такие ученные как Р. И. Лалаева и Н.В. Серебрякова , считают, что процесс словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР протекает со значительным отставанием, когда при нормально протекающем онтогенезе дети овладели системой словоизменения существительных, потому что прилагательные «принимают» то или другое грамматическое значение, ту или другую форму в зависимости от формы существительного.[2]
Сложности овладении навыками словоизменения прилагательных заключаются в том, что они появляются в речи детей с некоторым запозданием и с отвлеченной семантикой прилагательных. Поскольку прилагательное употребляется в речи для обозначения признака и свойства предметов, то ребенок начинает пользоваться прилагательными когда достигает определенного уровня интеллектуального развития и способен обособить из образа предмета определенный признак, тем самым, побуждая необходимость в означении словом выделенного свойства.
При возникновении структуры словоизменения прилагательных учитывают последовательность возникновения при нормальном развитии форм прилагательных и существительных, фонетические особенности формообразования прилагательных.
Во многих случаях у старших дошкольников с ОНР третьего уровня возникаю ошибки в использовании словосочетаний, которые включаю количественные числительные (пять стула). Также отмечается неверное согласование прилагательных с существительными в падеже, числе, роде («Книги лежат на большими (большие) столах» — книги лежат на больших столах).
У детей с ОНР третьего уровня способность понимать и образовать самостоятельно новые слова по некоторым наиболее распространенным словоизменительным моделям присутствует.
Однако к прилагательным которые используют дошкольники с исследуемой нами патологией относятся те, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки предметов — форму, цвет, величину, некоторые свойства (тяжелый, холодный, соленый, мягкий).
Сохраняются не в полной мере сформированными грамматические формы языка.
При попытках образовывать слова отмечаются стойкие и грубые нарушения, поскольку они не практикуются в привычной речевой деятельности. По этой дошкольники часто заменяют процесс словообразования на словоизменение.
Кроме того, детям с ОНР третьего уровня присущи ошибки при выборе производящей основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов, грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Характерной особенностью общего недоразвития речи представленного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Данные нарушения просматриваются более явно при обучении в школе, вызывая значительные сложности при в овладении чтением, письмом, и учебным материалом. Недостаточная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие у детей интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер.
Список литературы:
- Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с
- Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.;
- Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Р. Е. Левина ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с
- Спирова, Л. Ф. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи [Текст] : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 480 с.