Мир вокруг говорит. Расширение и актуализация словарного запаса детей

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, обладающих в той или иной степени нарушениями речи. Дошкольные образовательные учреждения оказывают логопедическую коррекционную помощь в коррекционных группах или на логопункте. Часто в образовательном учреждении вообще нет такого специалиста.

Образовательная программа в коррекционной группе предусматривает и предполагает всестороннее развитие речи дошкольников. Специфика работы логопункта заключается в том, что наибольшее внимание специалиста оказывается направленным на коррекцию фонетической стороны речи, формирование фонематических процессов. Развитию грамматической стороны речи, формированию навыков связной речи должного внимания не позволяет уделить временной ресурс, потоковая форма организации коррекционной работы.

В детских садах, где логопед отсутствует, вся нагрузка по развитию словаря и формированию грамматических категорий у детей ложится на воспитателей.

Здесь главную роль принимает на себя принцип взаимодействия. Учитель-логопед, привлекая педагогов и родителей воспитанников, проводит просветительскую работу.
Красной нитью через весь образовательный процесс должна идти речь. Правильная, грамотная, образная речь, как инструмент педагога. Правильная, чистая, грамматически оформленная, богатая и развернутая речь детей, как цель педагога. И реализовываться эта цель должна не только в специально организованных видах деятельности, но с первой минуты пребывания ребенка в детском саду до его ухода домой.

Самое благодатное время для расширения и актуализации словаря – это конечно игра или продуктивная деятельность.

Каждый предмет имеет свое название, составные части, определенные свойства. С ним можно производить какие-либо действия, получать результаты, испытывать эмоции или наоборот не иметь их. По принципу ассоциативных связей, потянув как за ниточку за любое из слов, относящихся к предмету, мы можем вытянуть всю цепочку.

Прежде, чем предложить детям какую-либо игру, пособие, предмет, педагог должен сам проанализировать его и составить свой словарик. Необходимо с легкостью назвать десять существительных, относящихся к исходному слову, затем десять прилагательных, признаков этого предмета, десять действий с этим предметом, десять наречий — его качеств или свое отношение, антонимы, относящиеся к действиям, признакам и качествам, синонимы и однокоренные слова. Нужно отметить, что над антонимами и синонимами можно работать параллельно, либо отдельно, выделяя их.

Воспитатель как рыбка в воде должен ориентироваться в развивающей предметно-пространственной среде группы и предлагать ребенку игры, исходя из его интересов, присоединяться к уже возникшей игре, вовлекать детей в диалог, актуализируя весь словарь по предмету или игре в заданной последовательности. Пусть сегодня прозвучат не тридцать – сорок слов, пусть их будет десять, но ребенок их проиграет, проживет, озвучит и усвоит.

Рассмотрим на примере.
Детям предстоит аппликация. Заранее был составлен словарик к слову клей.

КЛЕЙ

Существительные:

  1. Бумага
  2. Картон
  3. Поделка
  4. Подарок
  5. Вещество
  6. Упаковка
  7. Крышечка
  8. Аккуратность
  9. Правила
  10. Радость

Прилагательные:

  1. Липкий
  2. Белый
  3. Крепкий
  4. Мягкий
  5. Твердый
  6. Густой
  7. Жидкий
  8. Пахучий
  9. Засохший
  10. Свежий

Действия:

  1. Открыть
  2. Выкрутить
  3. Намазать
  4. Приклеить
  5. Пригладить
  6. Поправить
  7. Замарать
  8. Вытереть
  9. Вымыть
  10. Прибрать

Наречия:

  1. Липко
  2. Мягко
  3. Твердо
  4. Грязно
  5. Чисто
  6. Аккуратно
  7. Красиво
  8. Неспеша
  9. Сверху вниз
  10. Замечательно

Антонимы:

  1. Ремонт — поломка
  2. Аккуратность – неряшливость
  3. Открыть – закрыть
  4. Выкрутить – закрутить
  5. Приклеить – отклеить
  6. Аккуратно – неряшливо
  7. Неспеша — торопливо

Однокоренные слова:

Клей – клейкий – клеевой – оклейка – расклейщик.

Педагог по ходу выполнения работы вовлекает детей в диалог о клее.

Клей – это замечательное вещество, которое позволит сегодня нам выполнить нашу поделку. Что можно приклеить? – картон, бумагу. Наш клей находится в специальных упаковках . Откроем крышечку. При работе мы будем соблюдать правила и аккуратность. Наша поделка станет подарком и принесет нашим мамам радость.

Посмотрим на наш клей. Какой он? Липкий, пахучий, белый, твердый. А если взять клей ПВА, то он жидкий. У Ани клей хорошо клеит – он свежий, у Васи не клеит – он засохший.
Что мы с вами делаем, чтобы справиться с клеем и выполнить нашу аппликацию. Какие действия мы совершили? Мы крышечку открыли, клей выкрутили, бумагу намазали, заготовку приклеили, пригладили, поправили. А если клеем замарали листочек, то потом вытерли. После работы рабочее место приберем и руки помоем.

Ребята, а если пальчиком потрогать клей, что вы почувствуете? Пальчику будет липко. Если плохо намазать, то будет грязно. Если хорошо намазать, то будет аккуратно. А намазывать нужно как? – неспеша, снизу вверх. Если мы постараемся, то поделка будет выглядеть красиво и замечательно.

Замечательный у нас клей. А если что-то хорошо приклеивается, то про него говорят – клейкий. Вот вы одну сторону у заготовки намазали. Какой стороной будете приклеивать? – клеевой. А вот обои на стены тоже приклеивают – это называется оклейка. Как называется профессия человека, который расклеивает объявления? – расклейщик.

Таким или подобным образом сознательно продумывая и выстраивая работу над словарем, педагоги и родители смогут значительно расширить и актуализировать словарный запас воспитанников. И будут приятно удивлены, как расширится их собственный словарный запас.

Сухова Екатерина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ детский сад «Звездочка» СП ДЕТСКИЙ САД №161
г. Нижний Тагил, Свердловская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.