Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Может, и практика это доказывает. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. (Ф.А. Сохин)
Базируясь на произведениях художественной литературы, создали целую систему занятий по обучению детей пересказу. В основу были положены произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является частью мира ребенка. И он ее должен правильно понимать и осознавать. При знакомстве с природоведческой литературой дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.
Почему я выбрала пересказ? Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивает многими исследованиями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.)
Пересказ – это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол. Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.
Большое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. В своей работе опираюсь на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и других авторов.
При этом кроме художественной ценности, важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие фразы, доступная прямая речь). Поэтому тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- Высокая художественная ценность произведения;
- Идеальная направленность;
- Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
- Объем пересказа (возрастная особенность детей);
- Словарно-грамматическая наполняемость текста.
Обследование, проводимое специалистами детского сада на протяжении нескольких лет, показало хорошую динамику детей по обучению пересказу и перспективность данного вида работы
Но самым большим доказательством являются дети, их желание и умение связно, красиво говорить.
Бабенышева Нина Викторовна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад «Колокольчик»
с. Арбаты, Таштыпский район, Республика Хакасия