Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук «Ж». Буква «Ж».

Цели:

Образовательные:

  • уточнить движения артикуляционного аппарата, автоматизировать артикуляционный уклад звука «Ж» через знания детей об органах артикуляции.
  • Автоматизировать навык правильной артикуляции в изолированном произношении, слогах, словах, предложениях с включением всех анализаторов. Учить характеризовать звук «Ж» по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Познакомить с буквой Ж.

Коррекционные: Корректировать и развивать артикуляционную и общую моторику. Развивать фонематическое восприятие, слух, внимание.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов, самоконтроль и наблюдательность, усидчивость.

Методы: наглядный, словесный, продуктивный.

Материалы и оборудование: зеркала логопедические индивидуальные, раздаточный материал жуки бумажные, объемная игрушка жука на леске, ТСО, массажные мячики, карандаши цветные, тетради, разрезные азбуки, доска, смайлики.

Ход занятия:

Организационный момент (проводится на ковре).

Ребята, я предлагаю вам сегодня позаниматься вместе с жуками…. Вы согласны?  Изобразите летающих жуков, спящих жуков, веселых, обиженных жуков.

Сообщение темы занятия.

Ребята, отгадайте загадку.

Шесть ног без копыт, летит- жужжит,
Упадет, в землю ползет. (Жук)

Чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся ответьте мне на такие вопросы:

  • Как назвать маленького жука? (жучок).
  • А если жуков несколько, как их назовем? (жуки).
  • Жук, жуки, жучок… Какой первый звук вы слышите в словах? (ответы детей).

Правильно! Сегодня будем слушать и произносить звук «Ж», а также познакомимся с буквой Ж.

Характеристика звука «Ж» по артикуляционным и акустическим признакам.

При произношении звука «Ж» кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы при этом сближены, губы «рупором». Возьмите зеркала и попробуйте произнести звук вместе со мной: жжжж…

Гласный или согласный звук «Ж»? Можно ли его пропеть?
Что мешает петь звук «Ж» легко и свободно? (ответы детей).

Этот звук очень похож на жужжание жука, произнесите мне его еще раз, но глядя в зеркало на свои язычки…тихо…громко (в это время появляется объемная фигурка жука на леске.

Ответьте, этот звук согласный или гласный? Он звонкий или глухой, как думаете?

Почему, докажите ответом. Да, этот звук согласный, звонкий. Он всегда произносится твердо. При произнесении звука «Ж» язык в виде «чашечки» и поднят к верхним зубам, губы округлены, зубы слегка приоткрыты, сближены, воздушная струя сильная и теплая (несколько ответов повторных ответов детей).

Произношение звука в слогах и словах.

Жук жужжал, жужжал и стало ему скучно. Мы можем ему помочь, мы «подружим» его с гласными звуками. Назовите их(ответы). Логопед «бросает» гласный звук, а дети возвращают мяч, но к этому гласному добавляют согласный звук с которым только что познакомились (могут произносить слоги как прямые, так и обратные).

А теперь следующее задание «Дополни слог». Продолжаем знакомить звук «Ж» с будущими друзьями.
Если к слогу ЖУ пригласим звук «К», какое слово получится? (ответы).

Я предлагаю сочинять слова со звуком «Ж». Я буду называть первый слог, а вы следующие, но так, чтобы получилось слово со смыслом: ЖА….(БА), ЖИ…(РАФ), У…(ЖИ), Е…(ЖИХА) и тд.

Придумайте клички нашим героям, например: ЖУК ЖУЖИК, ЖИРАФ ЖОРА, ЖАБА ЖУЖА, ЕЖИХА ДОЖА.

Молодцы!

Физминутка 

«Жуки» (педагог показывает движения, под музыку).

Жук жужжит про букву Ж, (имитируют работу крылышками)
Озорную букву Ж,(прыгают на ногах поочередно)
Обижалась: жжжж,(присели, закрылись крылышками)
Уезжала жжжжж,(движения паравозиком)
Приезжала жжжж,( движения летящего самолетика)
И жасмином жжжж,(имитируют вдохи)
Наслаждалась жжжж,(улыбаются)
Вот какая буква Ж,(работа крылышками)
Озорная буква Ж.(Е.Рыбак)

(сопровождается произношением звука в предложениях за педагогом).

Знакомство и анализ написания печатной буквы Ж
(выставляется стилизованная и печатная буква Ж, дети рассматривают букву в рисованную в предметы).

Вы назвали много слов со звуком «Ж», а сейчас предлагаю посмотреть на что похожа буква Ж, из каких элементов она состоит? (ответы детей).

Работа в тетрадях
(обведи по контуру букву, раскрась разными способами, дорисуй и тд.)

Заучивание стихотворения про букву
(повтор вместе, по одному).

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж ..ж..ж..ж..ж..ж! (С. Маршак).

У каждого из вас на столе лежат наши помощники, массажные мячики, я предлагаю размять пальчики. (массаж рук с помощью массажных мячиков).

Выкладывают букву из маленьких бумажных жучков, красят трафарет печатной буквы в тетрадях, находят букву в разрезной азбуке, называют ее.

Итог занятия

С какой буквой мы познакомились? С каким звуком подружились, узнали его характеристику? (ответы).

Как вы считаете, этот звук и буква важны в речи? (ответы).

Да, важны и нужны, как и все остальные звуки и буквы. Без них не было столько чудесных и разных слов.

Рефлексия: Ребята, если вам было интересно на занятии и все понравилось – возьмите смайлик с улыбкой, а если что-то не понятно, не интересно было – возьмите тот смайлик, который, на ваш взгляд, покажет твое настроение.

Всем спасибо за работу!

Фаркова Галина Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Ромашка»
г. Еланцы, Иркутская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *