Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития , составление профиля индивидуального маршрута ребенка,через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет . Защита и внедрение в практику инновационного проекта
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с различными нарушениями речи. Основными причинами, способствующими этому, считается, увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушие многих родителей детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи существует система специальных дошкольных учреждений. Каждого ребенка , поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития , разработки рекомендаций родителям. Наш инновационный проект ещё раз доказывает, что такая иллюстративная методика с бальной оценкой позволила более точно сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). Уникальность этой методики заключается в подборе огромного количества иллюстративного материала в виде сюжетных картин , предметных картин, схем выполнения пальчиковой, артикуляционных упражнений, подробным описанием заданий, инструкций, образца ответа, разработанными диагностическими картами по десяти разделам, речевой картой, речевым профилем ребёнка. Инновационный проект , иллюстративная методика обследования может быть использована при проведении диагностики ,обследования, индивидуальных занятий с использованием ИКТ- учителями-логопедами, при обследовании неречевых психических функций-педагогом психологом ,для пополнения креативно-речевого центра и создания картотеки воспитателями.
Творческий вид деятельности позволил нам достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности , проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения желаемого результата , а самое главное- раскрыть возможности для педагогического творчества.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующий противоречиями между :
В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме, без учёта особенностей детей ( специфики их познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы и т.д.) В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка . Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей . Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития , определение прогноза, реальных потребностей ребёнка , не могут быть использованы для изучения динамики , планирования и организации коррекционно-образовательной работы . Существующая ситуация не удовлетворяет , её надо изменить . Исходя из вышеизложенного , мы видим актуальность и значимость проблемы разработки , использовании авторизованной иллюстративной методики обследования , которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады (логопедический пункт , группы компенсирующей и комбинированной направленности).
Поэтому — управление проектирование предполагает: Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации , обеспечение прохождения четырёх стадий :
- Организация проектирования (сформировать цель , задачи )
- Разработка проекта (организовать , спланировать деятельность)
- Реализация проекта (оказание практической помощи , контроль за осуществление проекта )
- Оценка результатов и последствий реализаций, защита и внедрение проекта (презентация ) .
Ожидаемые результаты : разработка и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы :
- учесть особенности детей ФФН , ОНР 2,3,4 уровень речевого развития ;
- создать красочный иллюстративный материал систематизируя его по 10 разделам ;
- сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку ) ;
- спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования ( составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года), показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг , динамика ) ;
- вычислить суммарные индексы по каждому из разделов , и за все 10 разделов , на каждого ребёнка индивидуально ;
- включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки , которые , помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % ;
- установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику ;
- на основании речевого профиля , диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с перечислением всех номеров, заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи ( ФФН ) ;
- общего недоразвития речи (ОНР 2 , 3 , 4 уровень):
- осуществить индивидуальный подход ;
- разработать диагностические карты по 10 разделам , которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных , которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий ;
- составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики ;
- создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания , которая позволит , не только сделать оценку каждого задания , но и подвести общий балл , уровень успешности , по каждому из 10 разделов . Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу -составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей ;
- выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка , сравнить его результаты с результатами других детей; учесть , что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка , но и часто его судьба ;
- снизить влияние таких факторов , как недостаточная компетенция , предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора .
Цель проекта
Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе. Познакомить коррекционных педагогов с алгоритмами действий при создании авторизованной иллюстративной методики обследования .
Задачи:
- №1 Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе ;
- №2 Создание и подбор иллюстративного материала ;
- № 3 разработка 5 — ти балльной системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным ;
- № 4 разработать авторизованную методику обследования , создать диагностические задания по всем разделам , разработать специальные критерии оценки в соответствии с возрастными особенностями детей;
- №5 Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести суммарную оценку по каждому из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий методики. Определить уровень успешности ;
- №6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития , начала и конец учебного года ;
- №7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений ФНР,ФФНР,ОНР 2 ,3,4, уровень, многоуровневое логопедическое заключение ;
- №8 Авторские , программно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений.
Данный проект может быть использован при обследовании дошкольников с речевыми нарушениями для установления логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля , составление индивидуального коррекционного маршрута и отслеживание динамики речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.
Обследование один из важнейших этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников; даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики; дает возможность составить индивидуальный профиль речевого нарушения и составить индивидуальную программу по исправлению и коррекции ; является важным этапом коррекционной работы . От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка , но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении; обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка , сравнить его результаты с результатами других детей. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач.
Разработка диагностических карт последующим разделам:
- Изучение исследование сформированности артикуляционной моторики.
- Изучение исследование сформированности произносительной стороны речи .
- Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова
- Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу
- Изучение исследование сформированности звуко –слоговой структуры слова.
- Изучение исследование сформированности импрессивной и экспрессивной речи.(словарь)
- Изучение исследование сформированности грамматического строя речи.
- Изучение исследование сформированности связанной речи.
- Изучение исследование сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук.
- Изучение исследование сформированносити неречевых психических функций.
Характеристика диагностического материала.
Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов , сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн , 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) : принцип системного изучения ; принцип комплексного подхода ; принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ; -принцип качественного анализа результатов обследования .
При разработке авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента « (А.Я. Иванова, 1976 ; И.Ю. Левченко , 2000 и др.) Прежде , чем проводить обследование ребёнка необходимо : изучить медицинскую документацию ; уточнить сведения о его раннем речевом развитии , а так же выяснить , замечает ли ребёнок свой речевой дефект , как к нему относится , обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат ; собрать сведения о семье ,речевой семье ; проанализировать данные психолого-педагогического обследования .
Предлагаемый материал сгруппирован по 10 разделам . Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии .
- При изучении и исследовании сформированности моторики артикуляционного аппарата используется известная методика (Г.В. Чиркина 1992, Г.А. Волкова 1993 , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина 1991 , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова 1994 и др.)
- При изучении исследовании сформированности произносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Волкова (2003г) ,Т.А. , Ткаченко , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова (1994г) .
- При изучении и исследовании сформированности звукопроизносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Чиркиной (1992г) , Т.Б. Филичевой (1993г) , О.Е. Грибовой , Т.П. Бессоновой (1999г) , Т.Б. Филичевой , Т.В. Тумановой .
- При изучении и исследовании сформированности фонематических процессов . Используемые в данном разделе приёмы схожи с пробами применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребёнка не только нарушение фонематического слуха , но и ряд других показателей А.Р. Лурия , (1973 , 1979) , Л.С. Цветкова (1971 ) , Т.И. Власенко (1992)
- При изучении и исследовании сформированности звукослоговой структуры слова задания формировали с опорой на 13 классов по Марковой .
- При изучении и исследовании сформированности лексического развития , подбор перечней слов , разработка технологии обследования осуществлялось с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967 , 1970) ; Н.П. Ивановой (1980) ; О.И. Соловьёвой (1966) и других авторов .
- При изучении и исследовании сформированности грамматического строя речи . Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями , составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова , А.В. Ястребова (1992) ; Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина , (1993) ; И.О. Соловьёва .
- При изучении и исследовании сформированности связной речи использовались исследования Р.И. Лалаевой (1998) , Г.А. Волковой (1993) , В.П. Глухова , Н.Ю. Боряковой (2003)
- При изучении и исследовании сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук включены пробы Н.И. Озерецкого (1930г) А,Р. Лурия (1962 , 1969) и другие методики , модифицированные с учётом возраста и особенностей исследуемых детей .
- При изучении и исследовании сформированности неречевых психических функций использовалась литература следующих авторов И.Ю. Левченко , Т.В. Волковской и др. В настоящие время , пока проблема классификации далека от своего разрешения , целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение . Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их .
Медицинский аспект классификации предлагает учёт того , какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой ) , в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом ) , какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство) , время наступления нарушения (до начала формирования речи , в процессе его или после того , как речь уже сформирована ) .
Логопедический аспект предполагает учёт того , какое звено речевой системы нарушено : нарушения голоса , лексического , грамматического , семантического строя речи .
Психологический аспект предполагает учёт того , в какой мере нарушена коммуникативная функция речи , какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение , каковы тенденции спонтанного развития расстройства , каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства .
Механизм и форма речевого нарушения , характер отклонений в функционировании процессов и операций , обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности :
- Дислалия функциональная : моторная , сенсорная , сенсо-моторная
- Дислалия органическая (механическая)
- Дизартрия : бульбарная , псевдобульбарная , корковая , подкорковая , мозжечковая
- Алалия : моторная , афферентная , эфферентная , сенсорная , оптическая :
речевую симптоматику : сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажение : губно-зубной , призубный , межзубный , боковой , носовой , свистящий , шипящий ) : ламбдацизм (отсутствие звуков Л , Ль или их искажение ) и другие .
Состояние неречевых психических функций :слухового восприятия , внимания и памяти ; зрительного восприятия внимания и памяти ; психомоторики , оптико-пространственных представлений , невербального интеллекта , эмоционально-волевой сферы , особенностей поведения , игровой активности. Инновационная опытно- проектная деятельность внесена в региональный банк передового педагогического опыта Краснодарского края.
Список литературы:
- Григоренко М.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: 2003г.
- Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования общей мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М.: 2008г.
- Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М.: 1999г.
- Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М.: 1998г.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб.: 2004г.
- Соловьёва О.И. «Говори правильно». Альбом по развитию речи Москва 1966 г.
- Власенко И.Т. , Чиркина Г.В. методы обследования речи детей М;1992
- Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития . Монография . М; 2003г .
- Левченко И.Ю. Патопсихология.Теория и практика . М;2000г М: Издательство/АСАДЕМА/2000.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР . М;2004г .
- Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника . Методическое пособие с иллюстрациями . Екатеринбург 1996г .
- Спирова Л.Ф. , Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи . М;1990 .
Сидорова Т.С., Кантур Т.Г.,
учителя-логопеды высшей категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2
Каневской район, Краснодарского края.