Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития , составление профиля индивидуального маршрута ребенка,через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет . Защита и внедрение в практику инновационного проекта

Последнее десятилетие характеризуется  ростом числа детей с различными нарушениями речи. Основными причинами, способствующими этому, считается, увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушие многих родителей детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам  с тяжелыми нарушениями речи существует система специальных дошкольных учреждений. Каждого ребенка , поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для  определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития , разработки рекомендаций родителям. Наш инновационный проект ещё раз доказывает, что такая иллюстративная методика с бальной оценкой позволила более точно сделать вывод о степени сформированности  всех сторон речи в количественном и качественном  отношении (учёт допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики). Уникальность этой методики заключается в подборе  огромного количества  иллюстративного   материала в виде сюжетных картин , предметных картин, схем выполнения пальчиковой, артикуляционных упражнений, подробным описанием заданий, инструкций, образца ответа, разработанными диагностическими картами по десяти разделам, речевой картой, речевым профилем ребёнка. Инновационный проект ,   иллюстративная методика обследования может быть использована при проведении диагностики ,обследования, индивидуальных занятий с использованием ИКТ- учителями-логопедами, при обследовании неречевых психических функций-педагогом психологом ,для пополнения креативно-речевого центра и создания картотеки воспитателями.

Творческий вид деятельности позволил нам  достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности ,  проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения  желаемого результата , а самое главное- раскрыть  возможности для педагогического творчества.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного  образования и существующий  противоречиями между  :
В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме,  без учёта особенностей детей ( специфики  их  познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы  и т.д.) В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка .  Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей . Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития , определение прогноза, реальных потребностей ребёнка , не могут быть использованы  для изучения динамики , планирования и организации   коррекционно-образовательной работы . Существующая ситуация не удовлетворяет , её надо изменить . Исходя из вышеизложенного , мы видим актуальность и значимость проблемы разработки , использовании авторизованной иллюстративной методики обследования , которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады (логопедический пункт ,  группы  компенсирующей и комбинированной направленности).

Поэтому — управление  проектирование предполагает: Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации , обеспечение прохождения четырёх стадий :

  1. Организация проектирования (сформировать цель , задачи )
  2. Разработка проекта (организовать , спланировать деятельность)
  3. Реализация проекта (оказание практической помощи , контроль за осуществление проекта )
  4. Оценка результатов и последствий реализаций, защита и внедрение  проекта (презентация ) .

Ожидаемые результаты :  разработка  и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы :

  • учесть особенности детей  ФФН ,  ОНР 2,3,4 уровень речевого развития ;
  • создать красочный иллюстративный  материал систематизируя его по 10 разделам  ;
  • сделать вывод о степени  сформированности  всех сторон речи в количественном качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку )  ;
  • спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования ( составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года),  показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг , динамика ) ;
  • вычислить суммарные индексы по каждому из разделов , и за все 10 разделов ,  на каждого ребёнка индивидуально ;
  • включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки ,  которые , помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % ;
  • установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику ;
  • на основании речевого профиля  , диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с перечислением всех номеров, заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи ( ФФН ) ;
  • общего недоразвития речи (ОНР 2 , 3 , 4 уровень):
  • осуществить индивидуальный подход ;
  • разработать диагностические карты по 10 разделам ,  которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных , которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий  ;
  • составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики ;
  • создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания  ,  которая позволит , не только сделать оценку каждого задания , но и подвести общий балл , уровень успешности , по каждому из 10 разделов . Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу     -составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей   ;
  • выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка , сравнить его результаты с результатами других детей;  учесть , что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка , но и часто его судьба ;
  • снизить влияние таких факторов , как недостаточная компетенция , предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора  .

Цель проекта

Использование авторизованной иллюстративной  методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе. Познакомить коррекционных педагогов с алгоритмами действий при создании авторизованной  иллюстративной  методики обследования .

Задачи:

  • №1 Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе ;
  • №2  Создание и подбор иллюстративного материала ;
  • № 3 разработка   5  — ти  балльной системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным ;
  • № 4 разработать авторизованную методику обследования ,  создать  диагностические задания  по всем разделам , разработать специальные критерии оценки  в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • №5  Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести  суммарную оценку по каждому  из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий  методики. Определить уровень успешности ;
  • №6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития ,  начала и конец учебного года ;
  • №7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений ФНР,ФФНР,ОНР 2 ,3,4, уровень, многоуровневое логопедическое заключение ;
  • №8  Авторские , программно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений.

Данный проект  может быть использован при обследовании дошкольников  с речевыми нарушениями  для установления  логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля , составление индивидуального коррекционного маршрута  и отслеживание динамики  речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения  важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.

Обследование один из важнейших  этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников;   даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики; дает возможность составить индивидуальный профиль  речевого нарушения  и составить индивидуальную программу  по исправлению и коррекции ; является важным этапом коррекционной работы . От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка , но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении; обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка ,  сравнить его результаты с результатами других детей. Достижение планируемых результатов  предполагает решение следующих задач.

Разработка диагностических карт последующим разделам:

  1. Изучение исследование сформированности  артикуляционной моторики.
  2. Изучение исследование сформированности произносительной стороны  речи .
  3. Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова
  4. Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу
  5. Изучение исследование  сформированности  звуко –слоговой структуры слова.
  6. Изучение исследование  сформированности  импрессивной и экспрессивной речи.(словарь)
  7. Изучение  исследование  сформированности  грамматического строя речи.
  8. Изучение исследование сформированности связанной речи.
  9. Изучение исследование  сформированности тонкой моторики кистей  и пальцев рук.
  10. Изучение исследование сформированносити  неречевых психических функций.

Характеристика диагностического материала.

Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов , сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн , 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) : принцип системного изучения ; принцип комплексного подхода ; принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ; -принцип качественного анализа результатов обследования .

При разработке авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента « (А.Я. Иванова, 1976 ; И.Ю. Левченко , 2000 и др.) Прежде , чем проводить обследование ребёнка необходимо : изучить медицинскую документацию ; уточнить сведения о его раннем речевом развитии , а так же выяснить , замечает ли ребёнок свой речевой дефект , как к нему относится , обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат ; собрать сведения о семье ,речевой семье ; проанализировать данные психолого-педагогического обследования .

Предлагаемый материал сгруппирован по 10 разделам . Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики  обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии .

  1. При изучении и исследовании  сформированности  моторики артикуляционного аппарата используется известная методика  (Г.В. Чиркина 1992, Г.А. Волкова 1993 , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина 1991 , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова 1994 и др.)
  2. При изучении исследовании сформированности  произносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Волкова (2003г) ,Т.А. , Ткаченко , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова (1994г) .
  3. При изучении и исследовании сформированности    звукопроизносительной  стороны речи использовалась литература следующих авторов  Г.В. Чиркиной (1992г) , Т.Б. Филичевой (1993г) , О.Е. Грибовой , Т.П. Бессоновой (1999г) , Т.Б. Филичевой , Т.В. Тумановой .
  4. При изучении и исследовании  сформированности   фонематических процессов .  Используемые в данном разделе приёмы схожи с пробами применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребёнка не только нарушение фонематического слуха , но и ряд других показателей А.Р. Лурия , (1973 , 1979) , Л.С. Цветкова (1971 ) , Т.И. Власенко (1992)
  5. При изучении и исследовании  сформированности  звукослоговой структуры слова задания формировали с опорой на 13 классов по Марковой .
  6. При изучении и исследовании сформированности  лексического развития ,  подбор перечней слов , разработка технологии обследования осуществлялось с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967 , 1970) ; Н.П. Ивановой (1980) ; О.И. Соловьёвой (1966) и других авторов .
  7. При изучении и исследовании сформированности  грамматического строя речи . Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями , составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова , А.В. Ястребова (1992) ; Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина , (1993) ; И.О. Соловьёва .
  8. При изучении и исследовании сформированности связной речи использовались  исследования Р.И. Лалаевой (1998) , Г.А. Волковой (1993) , В.П. Глухова ,  Н.Ю. Боряковой (2003)
  9. При изучении и исследовании сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук включены пробы  Н.И. Озерецкого (1930г) А,Р. Лурия  (1962 , 1969) и другие методики , модифицированные с учётом возраста и особенностей исследуемых детей .
  10. При изучении и исследовании сформированности  неречевых психических функций использовалась литература следующих авторов И.Ю. Левченко , Т.В. Волковской  и др. В настоящие время ,  пока проблема классификации далека от своего разрешения , целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение . Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их .

Медицинский аспект классификации предлагает учёт того ,  какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный  или речеслуховой ) , в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом ) , какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство) , время наступления нарушения (до начала формирования речи , в процессе его или после того , как речь уже сформирована ) .

Логопедический аспект предполагает учёт того ,   какое звено речевой системы нарушено : нарушения голоса , лексического , грамматического , семантического строя речи .
Психологический аспект предполагает учёт того ,  в какой мере нарушена коммуникативная функция речи , какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение , каковы тенденции спонтанного развития расстройства , каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства .

Механизм и форма речевого нарушения ,  характер отклонений в функционировании процессов и операций , обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности :

  • Дислалия  функциональная : моторная , сенсорная , сенсо-моторная
  • Дислалия органическая (механическая)
  • Дизартрия : бульбарная , псевдобульбарная , корковая , подкорковая , мозжечковая
  • Алалия : моторная , афферентная , эфферентная , сенсорная , оптическая  :
    речевую симптоматику :  сигматизм  (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажение : губно-зубной , призубный , межзубный , боковой , носовой , свистящий , шипящий ) : ламбдацизм (отсутствие звуков Л , Ль или их искажение ) и другие .

Состояние неречевых психических функций :слухового восприятия , внимания и памяти ; зрительного восприятия внимания и памяти ; психомоторики , оптико-пространственных представлений , невербального интеллекта , эмоционально-волевой сферы , особенностей поведения , игровой активности. Инновационная  опытно- проектная  деятельность внесена в региональный банк передового педагогического  опыта Краснодарского края.

Список литературы:

  1. Григоренко М.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: 2003г.
  2. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика обследования общей мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М.: 2008г.
  3. Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М.: 1999г.
  4. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М.: 1998г.
  5. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. С-Пб.: 2004г.
  6. Соловьёва О.И. «Говори правильно». Альбом по развитию речи Москва 1966 г.
  7. Власенко И.Т. , Чиркина Г.В. методы обследования речи детей М;1992
  8. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития .  Монография . М; 2003г .
  9. Левченко И.Ю. Патопсихология.Теория и практика . М;2000г М: Издательство/АСАДЕМА/2000.
  10. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР . М;2004г .
  11. Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника . Методическое пособие с иллюстрациями . Екатеринбург 1996г .
  12. Спирова Л.Ф. , Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи . М;1990 .

Сидорова Т.С., Кантур Т.Г.,
учителя-логопеды высшей категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №2
Каневской район, Краснодарского края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *