Развитие целенаправленного речевого выдоха с использованием карточек-сюжетов по мотивам русской народной сказки для детей с ТНР
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только человек, уверенный в себе, в своих возможностях, может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. При речевых нарушениях, появляются трудности в общении, отказ от речевого взаимодействия. Никакая НОД не будет эффективной, если в коррекционный процесс не ввести нестандартные, новые методы и приёмы ,новые методики,техники, которые в свою очередь помогут не только развивать правильный целенаправленный выдох,тонкую ручную моторику помогут не только развивать правильный целенаправленный выдох, тонкую ручную моторику, зрительное внимание, ориентировку в пространстве,на листе бумаги, подвижность артикуляционного аппарата до максимального уровня, но и глубоко почувствовать каждую русскую народную сказку, научиться понимать эмоциональное состояние персонажей и управлять собственными эмоциями.
Данный опыт работы направлен на развитие целенаправленного речевого выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики через реализацию русских народных сказок.
- учить дошкольников ориентироваться в различных сюжетах русских народных сказок,
- учить сопоставлять образец и выполненную работу,
- закреплять пространственные представления,
- воспитывать интерес к звучащему слову,
- формировать устойчивый интерес к полученному результату,
- расширять словарный запас,
- помогает готовить артикуляционный аппарат к постановке нарушенных звуков,
- помогает автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Актуальность опыта работы
Эту проблему считаю актуальной, только через реализацию русской народной сказки можно добиться высоких результатов.
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Особенности русских народных сказок
Русские народные сказки делятся на три группы:
- сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
- бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
- волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Композиция сказки:
- Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
- Основная часть.
- Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Герои сказок: Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка. Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. (5)
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!) Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (5)
С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда. В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни «Как мужик гусей делил» , наставляла к добру и справедливости «Мороз Иванович», мужеству и героизму «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», любви и долгу. Сказка скрашивала долгие, зимние вечера, заставляла притихнуть даже самых неугомонных непосед, окруживших седобородого старика-сказочника, который знал сказок невероятное количество.
Сказка звучала повсюду. Она снимала усталость после дальней дороги или тяжелого трудового дня (недаром русские поморы – рыбаки нанимали для своей артели профессионального «байщика» и платили ему за рассказывание сказок немалые деньги), сказка звучала на сельских девичниках и вечерних посиделках.
Мы так никогда и не узнаем имена многих сказочных дел мастеров, в чьих устах звучало живое слово, которое бережно хранили и донесли до наших дней. Правда, сегодня искусство рассказывать сказки уходит от нас, словно обиженное на наше к сказке неуважение, теснимое разными «страшилками» и анекдотами.
Сказки слушать не только интересно, но и поучительно. В старые времена крестьянин не мог дать своим детям школьного образования, поэтому на помощь приходили сказки, которые рассказывали об окружающем мире, давали начала знаний, воспитывали нравственно.
Детям рекомендовано читать русские народные сказки даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как лень «Старуха, дверь закрой», жадность «Морозко», упрямство, трусость, зависть и напротив одобрять трудолюбие «Хаврошечка», верность, смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо.
Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность. С первых же слов они вводят детей в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы. Русский народ в своих сказках запечатлел свою историю. Давайте попробуем почитать ребенку рассказ о Полтавской или Бородинской битве. И ребенку многое не будет понятно и врятли запомнится надолго, потому, что это происходило давно. Вот еще, почему хочется порекомендовать читать нашим детям сказки, потому, что занимательные повествования об удивительных приключениях сказочных героев есть словесный памятник «живой старины» и национальной истории.
За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная русская история, полная славы и драматизма, созидания и борьбы. Народ всегда чтил своих героев, боровшихся с иноземными захватчиками, и сохранила память о них не только в былинном эпосе, но и в прекрасных образах русской волшебной сказки.
Другая причина, по которой надо читать детям русские народные сказки – это нравственная. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Старому отцу понадобились молодильныеяблоки и сын отправился за ними в далекое и опасное путешествие «Молодильные яблоки». В другой сказке сын выручает мать из плена, дочь ради отца идет в лес в лютые морозы «Морозко».
Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей никогда не оставит в беде свою Родину «Иван крестьянский сын и чудо – юдо».
Вот Иван – простой крестьянин, каких на Руси было великое множество, они пахали, сеяли рожь и пшеницу, убирали по осени урожай. Казалось бы, какое Ивану дело до того, что где-то у реки Смородины объявилось чудо – юдо, которое сжигает деревни, а людей убивает и в полон берет? У Ивана таких сомнений не возникает, потому, что его мир — это не только собственный двор и дом, но вся огромная Русь. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских сказках.
Русские сказки учат детей тому, что «один в поле не воин». Каким бы ни был сильным Иван, ему кто-то да помогает. То мать или отец советом; товарищ помощью; слабый старик мудростью; волшебные предметы, как бы, дают герою второе дыхание. И опять же дети узнают, что сам по себе волшебный предмет ничего не стоит, если бы он лежал просто на полке.
Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные «Зимовье зверей», «Заячья избушка» и др. Это – сказки о животных.
В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего – добрые помощники главного героя «Царевна – лягушка», «Перышко Финиста – ясно сокола», «Василиса Прекрасная». Это – волшебные сказки.
Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень нужно для развития речи, логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.
Богат язык сказок, читая их детям, мы обогащаем и их язык. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Поэтому организация непосредственно образовательной деятельности через реализацию РНС способствует положительному эмоциональному состоянию детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
В каждом упражнении даны варианты выполнения, дана чёткая инструкция. В ходе выполнения упражнений в дети поют, развивают целенаправленную воздушную струю, рассказывают, придумывают, отвечают на вопросы, закрепляют артикуляционные упражнения с героями РНС. Мозг ребёнка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы будем давать ему, при этом улучшение одной из его функций, в этой степени улучшает и все остальные. Другими словами, дети тем умнее, чем больше возможностей мы им предоставляем.
Новизна опыта работы заключается в том, что:
Нами разработано и апробировано на практике дидактическое пособие 1 часть «Развитие целенаправленного выдоха», в котором игровой материал подобран по мотивам РНС, изучаемыми в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребёнка детский сад № 2, игровой материал сопровождается целью, задачами, вариантами выполнения, выполнен в технике аппликации ( карточек-сюжетов) с движущейся частью. Во второй части дидактического пособия «Развитие тонкой ручной моторики» разработаны и систематизированы разрезные сюжеты русских народных сказок (разной конфигурации). В третьей части дидактического пособия «Развитие артикуляционной моторики» разработала фото-картинки артикуляционных упражнений способствующих постановке нарушенных звуков с героями русских народных сказок.
Авторские сюжетные- карточки с движущейся частью картинки на развитие целенаправленного выдоха по мотива РНС; разрезные картинки разной конфигурации, фото картинки артикуляционных упражнений.
Совершенствуют:
- Умение создавать любой эпизод сказки с опорой на образец и без образца.
- Умение самостоятельного целенаправленного выдоха по выбранному сюжету сказки.
- Умение совершенствовать связную речь,
- Умение выработки необходимых движений для свободного владения мышцами губ,языка.
- Умение совершенствовать зрительный гнозис, конструктивный праксис.
- Умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.
- Умение продолжать расширять активный словарь.
- Умение совершенствовать коммуникативную функцию речи в ходе выполнения.
Новизна опыта заключается, в том, что дидактическое пособие позволило в ходе коррекционно-ОД решить выше перечисленные задачи, и сделать речь детей со стёртой формой дизартрии разборчивой и понятной, а ручную моторику более совершенной. В этом большую помощь оказали представленные, созданные сюжеты РНС.
К дидактическому пособию привлекаем как воспитателей, так и родителей. Нам очень приятно, когда родители являются полноценными участниками, помощниками коррекционного процесса. Они регулярно соблюдают методические рекомендации учителя-логопеда, и тем самым закрепляют умения и навыки детей, полученные в ходе индивидуальной ОД. Эта проблема волновала и волнует нас как коррекционных педагогов, поэтому мы сознательно выбрали именно эту тему опыта работы «Развитие целенаправленного речевого выдоха, артикуляционной, тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки». Таким образом, тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателей, родителей и детей позволяет сделать коррекционно- развивающий процесс более мобильным, интересным, увлекательным, запоминающимся и эффективным.
Технология опыта работы
Цель работы — формировать у дошкольников тонкую и артикуляционную моторику
В соответствии с целью работы нами определена гипотеза :формирование дыхания, артикуляционной, тонкой ручной моторики, эффективно в процессе проведения ОД с использованием ИКТ по мотивам РНС и использования карточек, так как происходит развитие коммуникативной функции речи, расширение словаря, совершенствования связной речи, закрепление пространственных, временных представлений;
Эффективность данной работы будет:
- если охвачены все сферы жизни ребёнка в ДОУ( ОД, прогулка, индивидуальная работа, развлечения, праздники;
- разработаны и реализованы на практике дидактические игры для детей 5-7 лет;
- при условии совместного взаимодействия учителя-логопеда, педагогов и семьи.
Задачи исследования:
- Изучить, сформированность тонкой ручной, артикуляционной моторики, произносительной стороны речи (дыхание), знание русских народных сказок.
- Выявить представления педагогов и родителей о развитие артикуляционной тонкой ручной моторики.
- Разработать дидактическое пособие из трёх частей.
Практическая значимость:
Комплекс мероприятий ,разработанный в рамкам реализации темы исследования «Развитие целенаправленного речевого выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики посредствам русской народной сказки» и методические материалы к нему могут быть использованы в практической работе учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов, родителей.
Ведущая педагогическая идея опыта работы:
Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционой и тонкой ручной моторики, через реализацию РНС.
Основная мысль:
- Ребёнок должен быть здоровым, правильно говорить;
- Сформированы социальные навыки и представления о РНС, о творчестве и речи;
- Уметь с помощью созданных сюжетных- карточек с движущейся частью картинки, выработать правильный целенаправленный выдох, ориентировку на листе с помощью созданных сюжетов и разрезных картинок разной конфигураций- развивать тонкую ручную моторику, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, зрительное внимание; с помощью созданных фото- картинок артикуляционных упражнений способствуют в подготовке артикуляционного аппарата к постановке, автоматизации, дифференциации нарушенных звуков.
Задачи:
- продолжать учить детей самостоятельно рассказывать тот или иной сюжет сказки;
- учить осуществлять задуманное с помощью разнообразных методов и приёмов, с которыми ребята знакомятся с учителем – логопедом;
- наладить систематическую работу с педагогами и родителями, направленную на продолжение работы и закрепления полученных знаний и умений в группе и дома;
- расширять зоны креативно- речевого, моторно- конструктивного развития созданным дидактическим материалом;
- дать рекомендации педагогам о создании развивающей среды в группах, в зоне «Чтение художественной литературы» иметь в наличии:
- младшие группы- от 5 и выше РНС;
- средние группы- до 10 РНС;
- старшие группы – до 25 РНС;
- подготовительные группы – до 38 РНС;
В зоне моторного, конструктивного развития иметь:
- карточки – схемы с выполнением артикуляционных упражнений;
- сюжетные карточки с движущейся частью на развитие целенаправленного выдоха;
- разрезные картинки по сюжетам РНС;
Создать благоприятный климат на индивидуальной НОД. Включить дидактические игры разработанные автором и включить в авторские презентации по мотивам РНС.
Ожидаемые результаты:
Логопаты:
- Узнают о 38 русских народных сказок, и с удовольствием с героями сказок выполняют разработанные нами игровые упражнения- систематизированные в дидактическом пособии.
- Овладевают различными навыками, приёмами по развитию целенаправленного выдоха ( с опорой на сюжетную картинку, лист).
- Научатся сравнивать и различать сказки.
- Овладеют самостоятельными навыками, и умениями конструировать сюжетные сказки и уметь о нём рассказать.
- У детей сформируется гармонически развитая личность.
- Сформируются навыки самостоятельности, творческой инициативы, умения выполнять артикуляционные упражнения чётко, быстро, правильно произносить звуки, связно рассказывать сюжет сконструированной сказки, производить целенаправленный выдох с героями сказки и уметь составлять часть сказки ( по данному сюжету);
- Научатся планировать свою работу и добиваться результата.
Педагоги:
- Являются непосредственными участниками реализации опыта;
- Помогают в работе учителя- логопеда, продолжая начатую работу на индивидуальных занятиях;
- Оказывают эмоциональную поддержку;
Родители:
- Являются непосредственными участниками в реализации опыта работы;
- В работе учителя-логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях дома;
- Оказывают эмоциональную поддержку.
Опыт работы по теме: «Развитие целенаправленного речевого выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки» реализовался в МБДОУ ЦРР детский сад № 2 в течении 2013-2014 учебного года, в подготовительных группах по трём направлениям:
- Совместная деятельность с детьми:
- ОД с использованием ИКТ;
- презентации по мотивам русских народных сказок;
- упражнения включенные в индивидуальную деятельность на развитие мелкой моторики;
- упражнения включенные в индивидуальную деятельность на развитие целенаправленного выдоха;
- упражнения на развитие артикуляционной моторики;
- Взаимодействие с педагогами:
- консультация «Русские народные сказки»;
- консультация «Развитие целенаправленного выдоха через реализацию сюжетов РНС»;
- семинар-практикум «Авторские игры, игровые упражнения,развитие тонкой ручной моторики -анкетирование, -буклеты;
- информация в уголке учителя-логопеда;
- Взаимодействие с родителями:
- презентация народительском собрании;
- речевые досуги с включением игр из дидактического пособия;
- консультация (группа);буклеты, анкетирование.
Этапы работы:
Работа проводилась в три этапа : подготовительный, основной и заключительный.
1-й этап подготовительный:
На первом этапе была проведена беседа с детьми « История русской народной сказки»
Цель: познакомить детей с историей русской народной сказки и её значением в жизни человека.
Содержание беседы:
- Что такое сказка?
- На какие группы делятся РНС?
- Из чего состоит композиция сказки?
- Какие свойства человеческого характера осуждают РНС?
- Почему РНС учат детей тому, что «один в поле не воин»?
- Назовите главных персонажей РНС о животных.
- В каких сказках главными героями являются люди и фантастические существа?
- Почему надо читать детям РНС?
- Какие русские народные сказки вам рассказывали родители дома?
- Какие русские народные сказки вам рассказывали воспитатели в детском саду?
В конце беседы с детьми провели игровые упражнения на мониторе появлялись эпизоды, сюжетные картинки с изображением героев РНС.
У каждого ребёнка в пеналах лежали по 10 полосок (обозначающих слово)- в нашем случае одна полоска которую отдавал ребёнок ( это название сказки). Дети с удовольствием рассматривали сюжетные карточки созданные нами, но к сожалению не знали этой сказки, или о чём этот сюжет с этим заданием и 20 человек подготовительной группы справились 40%, прибегали к помощи логопеда 30% , остальные 30% не справились с данным заданием.
Так же нами было проведено анкетирование родителей для того , чтобы выявить отношение к художественной литературе( в частности РНС). Анкета для родителей состояла из 8-ми вопросов(приложение № 1)
№1 «На вопрос знаете ли Вы главную причину , почему надо рассказывать русскую народную сказку?»
А) для интереса ребёнка
Б) привить нравственные качества у ребёнка
В) занять свободное время
Г) не считаю это важным
№2 На вопрос «Считаете ли Вы утверждение, о том, что важно знакомить детей с русской народной сказкой правильным?»
А) да
Б)нет
В)необязательно
Г)не знаю
№ 3 На вопрос « Имеется ли у ребёнка возможность знакомиться с русской народной сказкой в семье?»
А) через телевидение, интернет
Б) имеются иллюстративные сказки
В) рассказывают сказки мама, бабушка
Г) некогда этим заниматься, он смотрит мультфильмы, но это не русские народные сказки
№4 На вопрос : «Какие русские народные сказки у вас есть дома и сколько?»
А) вообще нет
Б) есть наверно 2-3 сказки
В) очень много до 20 РНС
Г) более 30 РНС
№ 5 На вопрос «Сколько РНС может рассказать ваш ребёнок?»
А) ни одной
Б) две-три
В) от 5 до 10 сказок
Г) от 10 до 20
№6 На вопрос « Рассказываете ли Вы в свободное время РНС?»
А) да
Б) иногда
В) нет
Г) некогда
№7 На вопрос «Как вы думаете, пригодятся ли русские народные сказки и упражнения с ними в будущем вашему ребёнку?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Г) мне некогда даже думать об этом, я загружена своей работой.
№8 На вопрос: « Делится ребёнок с Вами материалом изученным в ДОУ ( в частности рассказывает, какие сказки им рассказывают?)
А) да
Б) нет
В) им их не рассказывают
Г) он у меня вечно всё забывает
Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу, что у родителей не хватает времени заниматься с детьми и рассказывать РНС, но при этом они активно интересуются, чем их дети занимаются в детском саду.
С целью выявления отношения педагогов к использованию русских народных сказок в своей работе для развития речи( расширения словаря),продолжению формирования связной речи ( пересказ, составление рассказа, словообразования и словоизменения провела среди них анкетирование.(приложение№ 2)
Анкета для педагогов состояла из пяти вопросов. Анализ ответов показал:
На вопрос : «Какие русские народные сказки Вы знаете?»(написать названия и указать количество)
А) от 1 до 5
Б) от 5 до 10
В) от 10 до 20
Г) от 20-38
На вопрос : «Какие русские народные сказки Вы чаще рассказываете детям старшего дошкольного возраста»
А) от 1 до 5 ( перечислить названия)
Б) более 10
В) делаю это очень редко
Г) вообще мне некогда этим заниматься
На вопрос «Какие сказки у Вас имеются в группе?»
А) от 1 до 5 (перечислить названия)
Б) более 10
В) 20
Г) нет вообще
На вопрос «На каких видах деятельности, режимных моментах Вы используете русские народные сказки?»
А) на развитие речи
Б) на прогулке
В) перед обедом
Г) во вторую половину дня после сна, до дневного сна
И наконец, на вопрос «Знаете ли Вы главную причину, почему надо рассказывать русскую народную сказку?»
А) для интереса ребёнка
Б) привить нравственные качества в ребёнке
В) занять свободное время
Г) не считаю это важным
В результате выявила, что педагоги не знают 38 РНС, фрагментарно, редко используют их в образовательном процессе, так как дети не только не знают названия сказки, но и героев, и что они положительного или отрицательного сделали.
Проведённые исследования позволили наметить направления работы:
- Для работы с детьми разработать дидактическое пособие по трём направлениям
Первое направление- развитие целенаправленного речевого выдоха
Второе направление- развитие тонкой ручной моторики
Третье направление- развитие артикуляционной моторики - Для родителей подготовить и провести консультации, мастер-класс, открытую коррекционно- образовательную деятельность с использованием сюжетных карточек.
- Для педагогов провести консультации, семинар-практикум и продемонстрировать новые, авторские дидактические игры по мотивам РНС на развитие целенаправленной воздушной струи, тонкой ручной моторики, подвижность артикуляционного аппарата.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, нами разработано дидактическое пособие «Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной ,тонкой ручной моторики через реализацию русских народных сказок» в которое вошла серия дидактических игр по 3 направлениям. Пособие получило рецензию старшего воспитателя ДОУ Тыщенко Н.И.
Так же нами составлен перспективный план игр и упражнений по мотивам РНС для детей старшего дошкольного возраста смотреть ( приложение№4)
Разработана дополнительная коррекционная программа на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ с использованием ИКТ ( презентации по мотивам РНС приложение № 5)
2-й этап- основной.
Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной работе мы использовали разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями, направленные на развитие у дошкольников целенаправленного речевого выдоха, подвижности речевого аппарата, тонкой ручной моторики, закрепление пространственных представлений, коммуникативной функции речи, воображения, памяти и правильного звукопроизношения.
В своей работе широко использовали словесные, демонстрационные, наглядные, практические методы и приёмы работы.
На втором этапе мы включили занимательные упражнения по мотивам РНС в индивидуальную коррекционно — образовательную деятельность такие как:
РНС «Колобок» Подуй наколобка, чтобы он быстро прыгнул на нос лисе
РНС «Гуси-лебеди» Подуй на лебедя, на котором сидит Иванушка и верни его домой
РНС «Волк и семеро козлят» Подуй на волка, чтобы он не забрался в избушку к козлятам»
РНС «Репка» Подуй на мышку, чтобы она быстрее вытащила репку»
РНС «Никита Кожемяка» Подуй на змея, который держит в своей лапе царскую дочь и верни её во дворец к родителям
РНС «Бычок смоляной бочок»
А) Подуй на бычка ,чтобы к нему не прилип волк
Б)Подуй на бычка спрячь его за пнём и камнем
РНС «Лисичка со скалочкой» Подуй на лису, чтобы она быстрей схватила уточку
РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Подуй на козлёнка , чтобы его не схватила Баба Яга
РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Подуй на Иванушку ,чтобы он не успел попить:
а)водицы,
б) подуй, чтобы он перепрыгнул, через лужу
РНС «Курочка ряба» Подуй на курочку, чтобы она быстрей бабушке снесла яичко
РНС «Волк и лиса» Подуй на лису, чтобы она быстрей очутилась в санях у дедушки
Подробно (например) «Колобок»
Ребята научились правильному целенаправленному выдоху ( от простого к сложному).
Вместе с детьми рассказывали эпизоды сказок, которые дети складывали из разрезных картинок разной конфигурации, отгадывали из какой сказки строки. Вследствие чего у дошкольников развивалась тонкая ручная моторика, конструктивный праксис ,ориентировка в пространстве, воображение, память, логическое мышление.
Упражнение «Где Иван, находит царевну лягушку и что они говорят»
Упражнение «Где сидит петушок золотой гребешок и что говорит»
Упражнение «Кто сидит в коробке за спиной медведя и что говорит»
Упражнение «Что говорит яблонька – Алёнушке»
Упражнение «Что говорит печка- Алёнушке»
Вместе с героями сказок и сказочных презентаций выполняли артикуляционные упражнения на создание фото картин.
Каждое упражнение сопровождалось стихами ,яркой картинкой
В ходе использования дидактического пособия в коррекционном процессе вместе с героями сказок дети не только подготовить артикуляционный аппарат к постановке нарушенных звуков, но и автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. В процессе включались дополнительно другие авторские техники и методики, авторские игры на закрепление правильного произношения, фонетического восприятия, игры с использованием нетрадиционной техники бусографии.
У воспитанников сформировался стойкий интерес к полученному результату, развились целенаправленный речевой выдох, артикуляционная и тонкая ручная моторика. Закрепляя знания детей были проведены речевые досуги в форме «КВН», «Умники и умницы», «Составь сказку с опорой на сюжетную картинку».
Данная работа будет более эффективной если она проводится в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.
3-й этап – заключительный
С целью ознакомления педагогов и родителей с проблемой и в поисках способов её решения проводились:
- Тренинги с использованием ИКТ для малышей
- Консультации :
«История возникновения русских народных сказок»
«Без сказки нет детства»
«Методы и приёмы лучшего запоминания русских народных сказок» - Родительские собрания на которых демонстрировали индивидуальную, подгрупповую непосредственно образовательную деятельность по мотивам русских народных сказок.
Нами разработаны буклеты « О руководстве игровой деятельностью по мотивам русских народных сказок ребёнка в семье, практические рекомендации для развития артикуляционной и тонкой ручной моторики по мотивам РНС.
В результате совместной работы учителя-логопеда, педагогов, родителей пришли к решению продолжать работу в этом направлении.
Результативность опыта
По окончанию основного этапа, был проведён речевой-досуг в форме КВН в подготовительной группе на тему : «История, которую рассказала Русская народная сказка», в ходе которого дети показали свои умения и навыки работы со сказкой. Благодаря совместным занятиям с учителем- логопедом, педагогами, родителями дети научились:
- конструировать разработанные сюжеты РНС разной конфигурации;
- совершенствовать целенаправленный речевой выдох;
- совершенствовать тонкую ручную моторику;
- совершенствовать подвижность речевого аппарата;
- рассказывать о любом эпизоде сказки;
- расширять словарный запас;
- автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Следовательно, проведённая работа с детьми дала положительные результаты. Авторское дидактическое пособие «Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной, тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки», которая выполнена в технике аппликации, способствовала реализации цели и решению поставленных задач. Ребята легко ориентировались на листе (сюжетная карточка) при выполнении целенаправленного выдоха и т.д, с огромным удовольствием путешествовали по намеченному маршруту русской народной сказки, выполняя разработанные игровые задания и т.д. Опыт работы по теме «Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки» реализовался в МБДОУ ЦРР детский сад №2 в течение учебного года, предварительная работа велась в подготовительных группах по трём направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с педагогами;
- взаимодействие с родителями;
Комплекс мероприятий, разработанный в рамках реализации данного опыта работы и методические материалы к нему, представлены на сайте « Социальной сети работников образования» в интернете, мы надеемся, окажутся интересными и полезными для учителей-логопедов, педагогов психологов, гувернёров, студентов педагогических Вузов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.
Приложение
1. Приложение №1 Беседа с детьми. Тема: «История сказки»
2. Приложение №2 Анкета для родителей и педагогов
3. Приложение № 3 Методическое пособие «Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки.»
4. Приложение № 4 Перспективный план работы учителя-логопеда с использованием русской народной сказки.
5. Приложения № 5 Дополнительная образовательная программа «Развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной и тонкой ручной моторики посредством русской народной сказки на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ»
6. Приложения № 6 Фото-карточки с выполнением артикуляционной гимнастики.
7. Приложения № 7 Карточки- сюжеты на развитие целенаправленного речевого выдоха.
8. Приложение № 8 Карточки разной конфигурации разной сложности.
9. Приложение №9 Тренинги для малышей по мотивам русских народных сказок
10. Приложение №10 Совместные мероприятия с родителями
11. Приложение №11 Консультации для родителей, педагогов
12. Приложение № 12 Мастер класс, семинар- практикум для родителей и детей
13. Приложение № 13 Семинар практикум для педагогов.
14. Приложение № 14 Памятка и методические рекомендации.
Сидорова Т.С., Кантур Т.Г.
МБДУ детский сад № 2 муниципального образования
Каневской район Краснодарского края