Развитие диалогической речи у дошкольников с заиканием

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка. Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое ограничивает  коммуникативные возможности детей. Поэтому одной из главных задач, стоящей перед педагогом, работающим с заикающимися дошкольниками – обучение плавной связной речи.

Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи. В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений.

Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4—5 лет сначала не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры.

Во время диалога  у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных, сопутствующих движений, точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда другой окончил говорить. Осуществляя индивидуальный подход к детям во время диалога, по необходимости можно применять облегченные формы речи (сопряжённое проговаривание, отражённое высказывание).

Этап воспитания вопросно-ответной речи подразделяется на два периода:

  1.  Ребенок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная форма отраженной речи. Так, на вопрос: «Что вяжет мама?» — ребенок отвечает: «Мама вяжет…», и только одно слово фразы он произносит самостоятельно.
  2. Вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе: «Что делают дети?» — «Дети катаются с горки на санках». В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т.е. приближенно к разговорной манере общения: «Куда идут дети?» — «В школу».

На протяжении всего периода обучения диалогической речи продолжается работа над просодическими компонентами речи, воспитанием длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения фразы, правильной паузации, воспитанием темпа, ритма, интонационной выразительности.

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры, подготовки к занятиям и т.д.

На специальных занятиях по развитию диалогической связной речи можно использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа).

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке,  по чистоговорке и пр.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

  • любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
  • передачу литературных текстов по ролям.

Дидактические игры (настольные, словесные), или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. Дидактические игры с чёткими, строго упорядоченными правилами действиями ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Педагог предлагает готовые речевые стереотипы, которые способствуют в начале курса занятий спокойному общению детей. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно, реже пользуются готовыми речевыми стереотипами. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ? Телевизор – это мебель?

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника. В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами являются: осознание игровых правил, как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрезными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок загадывает предмет (кладет фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механические и электронные; настенные, напольные, настольные, наручные; песочные, ходики, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные? Механические? У этих часов есть гири? У них есть маятник? Они стоят на полу? По такому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели, сюжетные картинки.

Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы вовремя вступить в игру:

– Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме георгина, – сообщает водящий.
– Ой! – реагирует игрок, услышав название своего цветка.
– Что с тобой? – спрашивает водящий, продолжая разговор.
– Влюблен! – отвечает «георгин».
– В кого? – Удивляется садовник.
– В астру. – Сообщает «георгин».
– Ой! и т.д.

Многие народные словесные игры проникнуты задором и юмором. Возможность посмеяться в игре делает ее более привлекательной для дошкольников. Такова, к примеру, игра «Как тебя зовут». В ней роль водящего выполняет вначале взрослый, а потом дети. Роль водящего предполагает придумывание вопросов, естественно, что это умение формируется постепенно в ходе игры, содержание ее таково. Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т.д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.

Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

С заикающимися дошкольниками проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Распределение ролей, дополнения к имеющимся правилам игры, проговаривание текста по ролям  способствуют свободному общению заикающихся дошкольников и вне игровой деятельности («Птицы и кот», «Цапля и лягушки», «Заря-заряница», «Ключи», «Гуси», «Воробьишка», «Коршун» и т.д.). Известно много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.

В большинстве случаев заикание ситуативно, поэтому совершенствовать навык правильной речи необходимо в разных условиях. На логопедических занятиях такие условия возникают во время сюжетно-ролевых игр, которые являются моделями различных жизненных ситуаций. В отличие от спонтанно возникающих игр («Дочки-матери) педагог предлагает детям игры, которые создают условия для естественного их общения друг с другом. Изображая мир взрослых, ребёнок копирует их слова, интонацию, жесты. Но самое главное, он ощущает естественную необходимость говорить свободно, без заикания. Педагог так направляет игру, чтобы предотвратить чрезмерное возбуждение, торопливость речи и появление запинок, стимулировать уверенную чёткую речь.

Каждая сюжетно-ролевая игра начинается с краткого описания ситуации, в которой детям предстоит действовать, примерная речевая нагрузка для каждого действующего лица. Когда дети играют впервые и только знакомятся с сюжетом, логопед может наводящими вопросами подсказывать им действия и примерные диалоги. На последующих занятиях при повторении сюжета игры речь детей становится более самостоятельной, хотя каждый  играющий выступает в новой для себя роли. Педагог же не ограничивает речевое общение дошкольников, а лишь при необходимости запоминает о технике речи, не выводя детей из игры. Например, в игре «Магазин» замечание логопеда может прозвучать так: «Покупатель, говорите чётко и громко, чтобы продавец вас понял».

В самом начале проводятся игры, помогающие детям наладить контакт друг с другом, обрести уверенность. Ребёнок учится свободному общению, учится пользоваться мимикой, жестами, управлять своим голосом, дыханием, а говорить в таких играх приходится мало («В лесу», «Зоопарк»), так как дети пользуются короткими фразами. В дальнейшем, по мере активизации речи, в сюжетно-ролевой игре используются расширенные диалоги («Почта», «Салон красоты», «Кафе», «Ателье для игрушек», «Больница», «День рождения»). Такую игру можно проводить на протяжении нескольких занятий, делая диалоги более разнообразными.

Известно, что заикающийся ребёнок, входя в определённый образ, может говорить свободно. Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях. Игра-драматизация является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. В играх-драматизациях (стихотворного текста, прозы, сказки) слово связано с действиями персонажей. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, педагог содействует развитию игры-драматизации. Работая с детьми над инсценировками, логопед  не преследует цель обучать их актёрскому мастерству. Различные образы побуждают детей говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.

Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство игр-драматизаций строится на материале сказок, стихотворных текстов («Кисонька-мурысонька», «Волк и лиса», «Медведь и лиса», «Как Дед Мороз парад принимал», «Перчатки», «Маша обедает» и т.д.) Дошкольники могут запомнить достаточно большие по объёму стихи, отрывки из произведений. Дети участвуют сначала в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно. Все инсценировки предваряют проведение подготовительной работы, подбор атрибутов и распределение ролей.

Подготовительная работа к игре-драматизации необходима для ознакомления детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передаёт текст или его часть в лицах. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

Во время подбора и изготовления атрибутов к инсценировкам также находится повод для разговора. Логопед просит каждого ребёнка рассказать о том, как он изготавливает ту или иную деталь, поделку.

Распределяя роли в игре-драматизации, логопедом учитывается возможная речевая нагрузка для детей. Иногда важно ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.

Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки логопед постоянно организует общение детей. Во время репетиции напоминает детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят, держались свободно, ровно, не опуская головы, говорили чётко и громко.. В процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Режиссёрские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то логопед, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.

Чтение стихов по ролям – один из приёмов развития диалогической речи у дошкольников. Подбирая для детей стихи, потешки с различными функциональными репликами, педагог способствует усвоению разнообразия этих реплик. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворных произведений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации. Поддержанию темы разговора, развитию его логики исподволь учат многие произведения фольклора, построенные в виде разговора.

К современным технологическим приемам формирования диалога можно отнести тризовские игры. Например, тризовская игра «Хорошо – плохо» построена по типу: сообщение – возражение. Она замечательным образом упражняет детей в умениях поддерживать тему разговора и слышать собеседника, понимать его высказывания. Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда) – называет наоборот отрицательные стороны объекта. Во втором варианте игры объект обсуждения может вызвать стойкие отрицательные ассоциации (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор). В данном случае диалог строится также, только задача взрослого – помочь увидеть другую – хорошую или плохую – сторону объекта.

Таким образом, многие традиционно проводимые формы работы с детьми, могут целенаправленно использоваться для развития диалога ребенка. В совокупности с другими методами они обеспечат решение задач развития у дошкольников c  заиканием  связной речи.

Список литературы.

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- М.: Просвещение, 1983 г.
  2. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993г.
  3. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников.- М.: ВЛАДОС, 2004 г.

Овчинникова Татьяна Николаевна
учитель-логопед СП «Детский сад «Ежик» ГБОУ ООШ №6
г. Новокуйбышевск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *