Оптимизация коррекционно-воспитательной среды ДОУ в соответствии с ФГОС
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования — с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов — с другой стороны.
Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е.В.Зворыгина и др. По определению Л.С.Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
В соответствии с новым федеральным государственным стандартом развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно — развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды учитывались следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»).
- Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
- Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
- Принцип свободы достижения ребенком своего права.
- Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Многие коллеги согласятся, что большинство логопедических кабинетов в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д.) . В нашем случае было то же самое, поэтому при планировании коррекционной среды приходилось учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. Всё было сделано своими руками, а идеи оформления брали из разных источников: интернета, журналов, книг.
Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета.
- Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
Для учебной зоны по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в логопедическом кабинете было изготовлено настенное панно «В гостях у Звуковичка» — это мобильное наглядное изображение цветовых обозначений звуков, место для составления рассказов по картинкам, домик с окошками-карманчиками для деления на слоги. Наглядный материал меняется в соотвествиями с сезонными изменениями и лексической темой недели. - Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.
Возможности использования данной зоны:
- Автоматизировать и закреплять правильное произношение поставленных звуков.
- Формировать навыки правильного речевого дыхания с помощью волшебных цветов-вертушек.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие с помощью массажа пальчиков (колючие дорожки из «липучки»-следы ёжика).
- Работать над просодической стороной речи.
Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.
В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Учитывая специфику речевых нарушений воспитанников по возрастам, в каждой группе созданы речевые уголки для оптимизации коррекционно-воспитательной среды ДОУ. Наполнение дидактическим и наглядным материалом соответствует ФГОС и направлено на развитие и коррекцию всех компонентов речи. Для родителей подготовлены папки с консультациями на актуальные темы, оформлен стенд «Советы логопеда» ,а так же издается периодическое печатное издание «Звуковичок» — речевая газета для пап и мам.
За последние три года результативность нашей коррекционной работы выросла и составила более 80%. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно — развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
- Формирование слоговой структуры слов.
- Пополнение активного и пассивного словаря.
- Формирование навыков звукового анализа и синтез.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Работа над речевым дыханием.
- Развитие психологической базы речи.
- Активное сотрудничество с родителями.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
- Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.
- Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. — № 1-2. – С. 14-25.
- Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.
- Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 6. – С. 38-42.
- Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.
- Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.
- Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. — № 3.
ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка»
учитель-логопед: Боровая Елена Владимировна