Опыт реализации коррекционно-развивающей программы групповых занятий «Умные ручки»
Аннотация: в статье на примере одного занятия показан опыт реализации коррекционно-развивающей программы «Умные ручки», направленной на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного и младшего школьного возраста, коррекционно-развивающая работа.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста – одна из ведущих образовательных деятельностей педагога, так как именно в этом возрасте дети находятся в периоде усвоения грамоты и учатся правильно держать ручку при письме и карандаш или кисть при рисовании. Важно научить ребенка выполнять мелкие движения руками и развивать мелкую моторику, так как вовремя неукрепленные руки дошкольника будут последствиями некрасивого и неаккуратного почерка, формирования нелюбви к письму и рисованию и плохая успеваемость ребенка в школе.
К 4-5 годам у родителей должны появиться вопросы: достаточно ли сформирована моторика рук ребенка? Может ли он выполнять мелкие действия руками? Сможет ли ребенок писать красиво и грамотно, когда пойдет в школу? Однако семья далеко не всегда уделяет внимание данному вопросу, поэтому часто в практике педагога встречаются дети, которым необходимо посещать специализированные коррекционно-развивающие занятия по устранению недостатка в развитии мелкой моторики рук. Поэтому специалисты центра «Журавушка» считают одной из важнейших задач – это вовремя начать необходимую коррекционно-развивающую работу с детьми сенситивного возраста в их правильном развитии с привлечением необходимых специалистов центра.
Программа «Умные ручки» оказалась интересной для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С учетом ее востребованности, занятия по данной программе проводятся уже в течение нескольких лет. Дети активно участвовали на занятиях, проявляли интерес к упражнениям и пытались максимально правильно их выполнять.
Программа «Умные ручки» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4 – 8 лет. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином).
С учетом коррекционной направленности программы, наполняемость группы составляет 4 — 8 человек. Занятия проводятся в игровой форме.
Сравнительный анализ входной и выходной диагностик показал, что увеличилось количество детей с интересом к играм, которые способствуют развитию мелкой моторики и тонких движений рук.
Предлагаю вашему вниманию занятие из программы «Умные ручки»:
Коррекционно-развивающее занятие «Бегемот».
Цели и задачи – развивать межполушарные связи и взаимодействия головного мозга, мелкую моторику рук, мышление и внимание.
Оборудование: компьютер, записывающее видеоустройство, текст стихотворения к упражнению «Бегемот», текст стихотворения к кинезиологическому упражнению «Месяц март».
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сейчас мы с вами выполним очень интересное упражнение.
Нейродинамическая гимнастика рук «Махи руками»
Сожмите руки в кулаки и положите их на грудь. В течение минуты мы будем поочередно вытягивать сначала правую потом левую руки. При вытягивании руки кулак должен разжиматься, а противоположная рука остается на груди, сжатая в кулак.
Необходимо контролировать свои руки и стараться выполнять упражнение правильно.
Игра «Бегемот»
Данное упражнение необходимо выполнять за партой. Положите руки на парту и очень внимательно следите за ними. Сейчас я прочитаю вам веселый стих про бегемота и покажу необходимые движения рук. Читать стих и выполнять движения руками необходимо одновременно.
Текст стихотворения «Бегемот».
На листочке из блокнота
Я рисую бегемота.(скрещиваем руки между собой в динамике)
Беге, беге, бегемот
У тебя большой живот.(сжимаем руки в кулак и хлопаем)
Только вот забыл я что-то
Сколько ног у бегемота,(перекладываем руку на руку)
Дорисую больше ног,
Чтобы бегал бегемот.(хлопаем и скрещиваем руки между собой)
Похудеет он немножко
Бегемот-сороконожка(поочередно кладем руки на плечи и хлопаем)
Ведущий: спасибо ребята! Молодцы!
Кинезиологическое упражнение «Месяц март».
В этом упражнении мы с вами работаем руками и внимательно следим за пальчиками. Читать стих и выполнять движения руками нужно одновременно!
Текст стихотворения «Месяц март»
Месяц март и тает снег
Ручейки пустились в бег. (одна рука сжата в кулак, противоположной рукой показываем ладонь)
Солнце ласковей и выше
Падают сосульки с крыши (перебираем большим пальчиком каждый пальчик)
И сугробы потемнели,
Песни капельки запели (двигаем четырьмя пальцами в одну и другую сторону, большой пальчик остается не подвижным)
В гости к нам пришла она,
Краснодевица Весна! (соединяем пальцы рук меду собой).
Артикуляционная гимнастика с элементами нейродинамической гимнастики рук «Ловкие ручки язычок».
Ведущий: в этом упражнении мы будем делать артикуляционную гимнастику одновременно с нейродинамической гимнастикой для рук. Смотрим на меня и повторяем!
- Артикуляционная гимнастика для губ «Улыбка – трубочка» и нейродинамическая гимнастика для рук «Зайчик – кулак»;
- Артикуляционная гимнастика для языка «Качели» и нейродинамическая гимнастика для рук «Квадрат»;
- Артикуляционная гимнастика для языка «Часики» и нейродинамическая гимнастика для рук «Домик».
Ведущий: ребята, спасибо вам большое за активное участие на занятии! До новых встреч!
Список использованной литературы
- А.В. Артемьева. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие, текст, 2016.
- Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, 2015. – 96с.
- https://instagram.com/vashlogopedsp?utm_medium=copy_link
Гиниятуллина Лилия Фанисовна
магистрант по направлению Специальное дефектологическое образование, профиль «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ»
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный Педагогический университет им. М. Акмуллы»
город Уфа