Работа специалистов ДОУ по выявлению и поддержке одаренных детей

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее,  чтобы он вырос и дал обильный плод».

Василий Александрович Сухомлинский.

На сегодняшний день, самоценность личности,  ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях,   начиная с дошкольного образования. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети — главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог процветания.

В нашем ДОУ работают следующие специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель. Все   специалисты работают в тесной взаимосвязи. Так как в настоящее время выявление и развитие одаренных детей — это государственная программа, а  для нас для педагогов развитие детской одаренности – это «сверхзадача».

Возрастные особенности одарённости

Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов:

  1. первый этап (2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;
  2. второй этап (3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить широкий спектр в различных видах деятельности.
  3. третий этап  (4-5лет) этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
  4. четвертый этап (5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;
  5. пятый этап (6-7лет) само проявление одаренности,

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.

Итоговый период проявления одарённости (15-20 лет).

В начале  учебного года по результатам наблюдений и диагностики выявляются потенциально одаренные дети. Затем педагог — психолог с помощью анкетирования родителей и воспитателей изучает особенности этих детей. В зависимости от способностей ребенка педагог-психолог вместе со специалистами  разрабатывают  индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.

Одна из важных задач нашего дошкольного учреждения – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности.

Исходя из этого мы,  создаем условия для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившаяся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны обладать высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

Музыкальный руководитель уделяет большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы, способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка «Домисолька» обучает дошкольников игре на музыкальных  народных инструментах. Занятия  способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения.

Дети с музыкальной одаренностью выступают с сольными номерами на мероприятиях ДОУ  и участвуют в конкурсах районного масштаба.

Грамоты:

  • Районный смотр – конкурс «Театральная карусель» II место
  • Творческий конкурс «Вальс цветов» II место
  • Районный конкурс вокального творчества дошкольников «Пушкинский звездопад» II место
  • Районный конкурс «Осенняя ярмарка народно – прикладного искусства» II место
  • Районный конкурс детского рисунка в рамках «Месячника культуры общения»
  • Благодарственное письмо главы Пушкинского муниципального района смотр – конкурс по оформлению Пушкинского муниципального района II место «Лучшее новогоднее украшение»
  • Районный смотр – конкурс «Зеленый огонек» Лучшая творческая работа IIIместо

В рамках дополнительного образования мы предоставляем услуги логопеда. Во время этих занятий педагог учить детей не только правильно произносить звуки, но и пересказывать произведения художественной литературы. Развивает воображение, выразительность речи. В ходе индивидуальных занятий ребенок вместе с педагогом учится сочинять рассказы, стихи; придумывает новых персонажей для уже знакомых сказок.

Руководитель кружка «В стране грамотеев» через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях педагог воспитывает находчивость, активизируем мыслительную деятельность.

Для одаренных детей по продуктивному творчеству   организована работа кружка «Мастерская волшебника». Деятельность кружка направлена на развитие творческих способностей дошкольников. Ребенок знакомится с художественными приемами, поделочными материалами, способами украшения своих произведений. Работы детей имеют разное назначение: оформление интерьера детского сада, сувениры и поделки к праздникам.

К сожалению, среди услуг дополнительного образования нашего ДОУ нет кружка, развивающего технические способности дошкольников. Но мы планируем открыть его с начала следующего учебного года.

Развитие одаренности детей идет в плотной взаимосвязи с родителями, так как семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки, собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Поэтому с родителями тоже ведется работа в виде индивидуальных консультаций, мастер – классов, брифингов и. т. д. 

Есть такая притча:
Однажды виноградную лозу спросили: «Как высоко ты можешь дотянуться?»
И она ответила: «Дайте мне руку, и я дотянусь до самого солнца»
Так дайте ребенку руку, и он дотянется до самого солнца!

Карта одаренного ребенка

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты психологической диагностики
  8. Результаты педагогической диагностики
  9. Результаты социометрического исследования
  • Область одаренности
  • Признаки одаренности
  • Диагностика одаренности
  • Выводы и рекомендации
  • Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
  • Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
  • Определение целей и задач программы сопровождения.
  • Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
  • Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения

Матвеева Анастасия Юрьевна
учитель-логопед, МАДОУ №66 «Елочка»
Московская обл, г. Пушкино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.