Орфоэпические правила. Речевой материал «Меры времени»
Урок произношения и развития слухового восприятия.
Тема: Орфоэпические правила (повторение). Речевой материал «Меры времени» (различение).
Цели: Повторять орфоэпические правила. Закреплять названия мер времени.
Словарь: выдох, вдох, орфоэпические правила, согласные, гласные звуки, глухие и звонкие согласные, меры времени.
Оборудование: Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», таблички с речевым материалом, презентация «Орфоэпические правила».
Ход урока:
- Оргмомент.
— Надень наушники. | — Я надела наушники. |
— [Как ты слышишь?] | — Я слышу хорошо. |
— Поздоровайся. | — Здравствуйте! |
— Поздоровайся на казахском языке. | — Сәлеметсіз бе! |
— Скажи, [как тебя зовут]? | — …. |
— Ответь, [в каком классе ты учишься]? | — Я учусь в четвёртом классе. |
— Скажи, [какой сейчас урок]? | — Сейчас урок слуха и речи. |
- Работа над дыханием.
— Сначала мы будем работать над дыханием. Повтори. | — Мы будем работать над дыханием. |
— Какой должен быть вдох, когда мы говорим? | — Вдох быстрый. |
— Какой должен быть выдох, когда мы говорим? | — Выдох длинный, медленный. |
— Прочитай предложение (на табличке). | — Будем говорить правильно и внятно, чтобы было всё понятно. |
— Где ты будешь делать вдох? | — Первый раз – в начале, второй раз – там, где запятая. |
— Прочитай с соблюдением правильного дыхания. | — (вдох) Будем говорить правильно и внятно, (вдох) чтобы было всё понятно. |
— Сейчас говори эту фразу и старайся, чтобы Мишка ехал плавно. (Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», модуль на плавность и слитность речи.) | — (Ученик говорит в микрофон и смотрит на экран) Будем говорить правильно и внятно, чтобы было всё понятно. |
— Молодец. |
- Подготовительный этап к повторению орфоэпических правил.
— Сейчас мы будем говорить согласные звуки. Повтори. | — Будем говорить согласные звуки. |
— Какие бывают согласные звуки? | — Глухие и звонкие. |
— Назови парные согласные звуки. | — Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. |
— Какой цвет на картинке будет у звонких согласных звуков? | — Красный цвет. |
— Какой цвет на картинке будет у глухих согласных звуков? | — Зелёный цвет. |
— Назови парные согласные звуки и проверь, правильно ли ты их говоришь. (Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», модуль на участие голоса.) | — (Ученик говорит в микрофон и смотрит на экран, контролируя себя зрительно.) Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. |
- Повторение орфоэпических правил. Работа с презентацией «Орфоэпические правила».
— Сейчас мы будем повторять орфоэпические правила. Повтори. | — Будем повторять орфоэпические правила. |
— Назови глухие согласные. | — К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. |
— Назови звонкие согласные. | — Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. |
— Читай (следующий слайд). | — Звонкие согласные на конце слов… |
— Продолжи сам. | — Надо произносить как глухие. |
— Верно. Что это? | — Хле[п]. |
— Покажи, какой согласный меняется. | — Б. (Ученик показывает.) |
— Верно. Что это? | — Лоша[т’]. |
— Покажи, какой согласный меняется. | -Д. (Ученик показывает.) |
— Верно. Что это? | — Бере[к]. |
— Покажи, какой согласный меняется. | — Г. (Ученик показывает.) |
— Читай (следующий слайд). | — Береги нос в большой мАро[с]. |
— Покажи, какой согласный изменился. | -З. (Ученик показывает.) |
— Читай (следующий слайд). | — Звонкие согласные перед глухими согласными… |
— Продолжи сам. | — Надо произносить как глухие. |
— Кто это? (следующий слайд) | — Ры[п]кА. |
— Покажи, какой согласный изменился. | -Б. (Ученик показывает.) |
— Читай (следующий слайд). | — Шапка и шубка – вот и весь Мишутка. |
— Покажи, какой согласный изменился. | -Б. (Ученик показывает.) |
— Читай (следующий слайд). | — В глаголах сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ… |
— Продолжи сам. | — Надо произносить как ЦЦА. |
— Прочитай правильно (следующий слайд). | — Любишь ката[ЦЦА] – люби и саночки возить. |
— Верно. Прочитай правильно (следующий слайд). | — Безударное О… |
— Продолжи сам. | — Надо произносить как А. |
— Прочитай правильно (следующий слайд). | — Снег на п[а]лях, хлеб в закр[а]мах. |
— Читай (следующий слайд). | — Окончания –ОГО, -ЕГО в прилагательных… |
— Продолжи сам. | — Надо произносить как ОВА, ЕВА, АВА. |
— Прочитай правильно (следующий слайд). | — У маленьк[ава] Сани перевернулись сани. Санки скок, Саньку в лоб! |
— Покажи, какое окончание изменилось. | — АВА. (Ученик показывает.) |
— Что мы сделали? | — Мы повторили орфоэпические правила. |
- Развитие слухового восприятия. Различение вопросов по теме «Меры времени».
— Мы будем повторять меры времени. Повтори. | — Мы будем повторять меры времени. |
— [Назови единицы измерения времени.] | — Год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. |
— [Сколько часов в сутках?] | — Двадцать четыре часа. |
— [Сколько суток в месяце?] | — 28,29,30 или 31. |
— [Сколько суток в неделе?] | — Семь суток. |
— [Сколько суток в году?] | — 365 или 366 суток. |
— [Сколько суток в простом году?] | — Триста шестьдесят пять суток. |
— [Сколько суток в високосном году?] | — Триста шестьдесят шесть суток. |
— [Назови части суток.] | — Утро, день, вечер, ночь. |
— [Какая сейчас часть суток?] | — Сейчас день. |
- Подведение итогов урока.
— Что мы делали на уроке? | — Мы повторили орфоэпические правила, меры времени. Мы слушали, говорили. |
— Урок закончен. Попрощайся. | — До свидания. |
— Попрощайся на казахском языке. | — Сау болыңыз. |
— Сними наушники. | — Я сняла наушники. |
Бузыкаева Инна Олеговна
Учитель-логопед, КГУ «Кондратовская средняя школа»
CKO, Кызылжарский район, село Кондратовка