Орфоэпические правила. Речевой материал «Меры времени»

Урок произношения и развития слухового восприятия.

Тема: Орфоэпические правила (повторение). Речевой материал «Меры времени» (различение).

Цели: Повторять орфоэпические правила. Закреплять названия мер времени.

Словарь: выдох, вдох, орфоэпические правила, согласные, гласные звуки, глухие и звонкие согласные, меры времени.

Оборудование: Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», таблички с речевым материалом, презентация «Орфоэпические правила».

Ход урока:

  1. Оргмомент.
— Надень наушники. — Я надела наушники.
— [Как ты слышишь?] — Я слышу хорошо.
— Поздоровайся. — Здравствуйте!
— Поздоровайся на казахском языке. — Сәлеметсіз бе!
— Скажи, [как тебя зовут]? — ….
— Ответь, [в каком классе ты учишься]? — Я учусь в четвёртом классе.
— Скажи, [какой сейчас урок]? — Сейчас урок слуха и речи.
  1. Работа над дыханием.
— Сначала мы будем работать над дыханием. Повтори. — Мы будем работать над дыханием.
— Какой должен быть вдох, когда мы говорим? — Вдох быстрый.
— Какой должен быть выдох, когда мы говорим? — Выдох длинный, медленный.
— Прочитай предложение (на табличке). — Будем говорить правильно и внятно, чтобы было всё понятно.
— Где ты будешь делать вдох? — Первый раз – в начале, второй раз – там, где запятая.
— Прочитай с соблюдением правильного дыхания. — (вдох) Будем говорить правильно и внятно, (вдох) чтобы было всё понятно.
— Сейчас говори эту фразу и старайся, чтобы Мишка ехал плавно. (Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», модуль на плавность и слитность речи.) — (Ученик говорит в микрофон и смотрит на экран) Будем говорить правильно и внятно, чтобы было всё понятно.
— Молодец.
  1. Подготовительный этап к повторению орфоэпических правил.
— Сейчас мы будем говорить согласные звуки. Повтори. — Будем говорить согласные звуки.
— Какие бывают согласные звуки? — Глухие и звонкие.
— Назови парные согласные звуки. — Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
— Какой цвет на картинке будет у звонких согласных звуков? — Красный цвет.
— Какой цвет на картинке будет у глухих согласных звуков? — Зелёный цвет.
— Назови парные согласные звуки и проверь, правильно ли ты их говоришь. (Сурдологопедическая компьютерная программа «Видимая речь – 3», модуль на участие голоса.) — (Ученик говорит в микрофон и смотрит на экран, контролируя себя зрительно.) Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
  1. Повторение орфоэпических правил. Работа с презентацией «Орфоэпические правила».
— Сейчас мы будем повторять орфоэпические правила. Повтори. — Будем повторять орфоэпические правила.
— Назови глухие согласные. — К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
— Назови звонкие согласные. — Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
— Читай (следующий слайд). — Звонкие согласные на конце слов…
— Продолжи сам. — Надо произносить как глухие.
— Верно. Что это? — Хле[п].
— Покажи, какой согласный меняется. — Б. (Ученик показывает.)
— Верно. Что это? — Лоша[т’].
— Покажи, какой согласный меняется. -Д. (Ученик показывает.)
— Верно. Что это? — Бере[к].
— Покажи, какой согласный меняется. — Г. (Ученик показывает.)
— Читай (следующий слайд). — Береги нос в большой мАро[с].
— Покажи, какой согласный изменился. -З. (Ученик показывает.)
— Читай (следующий слайд). — Звонкие согласные перед глухими согласными…
— Продолжи сам. — Надо произносить как глухие.
— Кто это? (следующий слайд) — Ры[п]кА.
— Покажи, какой согласный изменился. -Б. (Ученик показывает.)
— Читай (следующий слайд). — Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.
— Покажи, какой согласный изменился. -Б. (Ученик показывает.)
— Читай (следующий слайд). — В глаголах сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ…
— Продолжи сам. — Надо произносить как ЦЦА.
— Прочитай правильно (следующий слайд). — Любишь ката[ЦЦА] – люби и саночки возить.
— Верно. Прочитай правильно (следующий слайд). — Безударное О…
— Продолжи сам. — Надо произносить как А.
— Прочитай правильно (следующий слайд). — Снег на п[а]лях, хлеб в закр[а]мах.
— Читай (следующий слайд). — Окончания –ОГО, -ЕГО в прилагательных…
— Продолжи сам. — Надо произносить как ОВА, ЕВА, АВА.
— Прочитай правильно (следующий слайд). — У маленьк[ава] Сани перевернулись сани. Санки скок, Саньку в лоб!
— Покажи, какое окончание изменилось. — АВА. (Ученик показывает.)
— Что мы сделали? — Мы повторили орфоэпические правила.
  1. Развитие слухового восприятия. Различение вопросов по теме «Меры времени».
— Мы будем повторять меры времени. Повтори. — Мы будем повторять меры времени.
— [Назови единицы измерения времени.] — Год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
— [Сколько часов в сутках?] — Двадцать четыре часа.
— [Сколько суток в месяце?] — 28,29,30 или 31.
— [Сколько суток в неделе?] — Семь суток.
— [Сколько суток в году?] — 365 или 366 суток.
— [Сколько суток в простом году?] — Триста шестьдесят пять суток.
— [Сколько суток в високосном году?] — Триста шестьдесят шесть суток.
— [Назови части суток.] — Утро, день, вечер, ночь.
— [Какая сейчас часть суток?] — Сейчас день.
  1. Подведение итогов урока.
— Что мы делали на уроке? — Мы повторили орфоэпические правила, меры времени. Мы слушали, говорили.
— Урок закончен. Попрощайся. — До свидания.
— Попрощайся на казахском языке. — Сау болыңыз.
— Сними наушники. — Я сняла наушники.

Бузыкаева Инна Олеговна
Учитель-логопед, КГУ «Кондратовская средняя школа»
CKO, Кызылжарский район, село Кондратовка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *