Использование элементов методики Монтессори в логопедической работе
Как известно, в работе логопеда на первый план выходит коррекция звукопроизносительной стороны речи. Но зачастую и нужно бороться с такими проявлениями как негативизм, синдромом дефицита внимания, и гиперактивности. Так же необходимо развивать чувственный опыт, который является базисным для детей с нарушениями речи. Планируя работу с детьми 4-5 лет, как правило, используется компиляция из существующих методик Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичива, Н.В. Нищева. Но пришла в голову идея использовать работы Марии Монтессори использовать в работе элементы Монтессори –педагогики.
«Ходьба по линии» Развитие двигательной сферы теснейшим образом связано с развитием интеллекта, мыслительных способностей человека. Занятия «на линии» способствуют формированию чувства ритма, координации речи и движения. Так же можно подчеркнуть и здоровьесберегающую роль данных упражнений, поскольку они обеспечивают профилактику нарушений зрения и осанки. На ковре в виде линии (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Во многих публикациях написано, что чертится круг. Но, ходьба по кругу утомляет ребенка, нежели ходьба по эллипсу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча. Движения выполняются под музыку спокойного характера. Этот эллипс предназначен для выполнения упражнений на координацию движений, инструкций разного уровня сложности, заданий на развитие внимания, памяти и фонематического слуха. Ходьба может быть разной: спиной вперед, боком, кружась, прыгая на одной ноге, остановки на заданный звук, или специально подобранную музыку.
- Приветствие. Дети садятся на красную линию и передают свечку, со словами приветствия.
- Круг. Содержание круга планируется , исходя из любой темы. Например, пальчиковые игры, ознакомление с сезонными изменениями, обобщение.
- Минута тишины. Основная задача приема –научить детей владеть собой , сдерживать свои порывы и эмоции, сформировать навыки расслабления и умение концентрировать внимание. Можно включить спокойную музыку, пение птиц, шорохи и т.д. минуты тишины длится приблизительно 2-3 минуты. Многие дети с трудом лежат неподвижно, не могут закрыть глаза. К таким детям мы подходили и гладили их по руке ноге, спинке. Из такого состояния детей нужно выводить шепотом, называя их по имени.
Для детей с различными нарушениями речи необходимо стимулирование их в самовоспитании, самообучению, саморазвитию, потому что в большинстве случаев нарушена и психофизическая сторона. Детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и впитывание знаний. Как подчеркивала М. Монтессори, что для получения знаний и образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал сам ребенок, а не педагог. Ребенок не устает от таких занятий, а наоборот, они увеличивает его энергию и способность к поляризации внимания. Поляризация внимания (или сосредоточенность) М. Монтессори считала необходимым условием для процесса нормализации его поведения, т.е. превращение девиантного поведения в нормальное.
Многие психоречевые проблемы могли быть компенсированы в раннем возрасте, когда родители дают возможность ребенку играть с песком, с водой, крупами, фасолью, пуговицами, тестом, пластилином столько, сколько захочет сам ребенок.
Неумение общаться с бытовыми предметами — дети часто к 4 годам не умеют пользоваться вилками, ни разу не держали ножниц, взрослые помогают раздеваться-одеваться, создает пробелы в сенсомоторном развитии, и это порой трудно заполнить, т.к. сенситивный период уже проходит. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознавания: как сыплется песок из одной банки в другую, как льется вода из одного сосуда в другой, как звенят по-разному камушки, бусины разной величины. Впитывающее сознание ребенка – эту особенность детского восприятия мира было бы невозможно обнаружить, если бы жизненные силы ребенка не приводили в действие органы его чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и другие.
Так же попытались привнести в работу несколько основных приемов методики М. Монтессори, которые помогли добиться хороших результатов в развитии чувственного опыта- базисного для детей с нарушениями речи. И самыми полезными для логопедической работы оказались несколько методических приемов, которые взяты из Монтессори –метода.
- Трехступенчатый урок. Первая ступень: название нового предмета «Это…». Вторая ступень: распознание предмета, соответствующего названию. Центральная нервная система перерабатывает информацию под влиянием действий с предметом: « Покажи где…», «Дай мне…». Третья ступень: название нового предмета.
- Игры на расстоянии. Этот метод основан на восприятии ребенка и заключается в безошибочном выборе пары одинаковых материалов, предметов, цвета.
Так же для развития речи использую металлические, деревянные фигуры – вкладыши или трафарет геометрических фигур, буквы из шершавой бумаги, чтобы ребенок мог связать форму букв с их звучанием и, для детей старшего дошкольного возраста, подвижные буквы, которые развивают представление звуков буквами.
Умарова Дина Валерьевна
учитель-логопед
c. Устье, Сунтарский улус, Республика Саха (Якутия)