Открытое групповое логопедическое занятие по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Р]
Первая часть занятия. Ученики нулевого класса. Речевое заключение: дислалия, ротацизм. Время проведения занятия 20-25 минут.
Тема: Постановка звука [Р].
Цель: Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р].
Задачи:
- Повторить артикуляционные упражнения к постановке звука;
- Повторить артикуляцию звука [Р];
- Развивать фонематический слух;
- Отработать подготовительные упражнения.
Оборудование: Тетрадь в клетку, карандаш, изображения сказочных героев.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята давайте мы улыбнёмся друг-другу, и пожелаем отличного дня
- Сообщение темы и цели занятия:
Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Звук [Р].)
Верно, мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный лес. Добираться туда мы будем с вами как вы думаете на чем? (На машине) Что нам нужно для того что бы отправиться в путешествие на машине? (Руль, ключ, педаль газа и наш язычок)
Молодцы. Но перед тем как отправиться в путь давайте немного разомнём наш язычок и пальчики, чтобы за время путешествия они не устали.
- Повтор правильной артикуляции звука
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает. - Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
- Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперёд-назад.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд и не высовывался изо рта.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчётливо произнося звук Д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Молодцы. Всю зарядку выполнили правильно, теперь давайте отправимся в дорогу. И так приготовили руль, ключик вставили и заводим машину.( Используется приём постановки звука от звука Д. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д и плавно переходит к звуку Р-Р-Р. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. )
Отлично машину мы завели теперь жмём на педаль газа (дети произносят коротко звук Д и переходят на Р-ДР)
Ребята так как мы едем в сказочный лес, то как вы думаете кого мы можем встретить по дороге? Сказочных героев: Мальвина, Золушка, Шрек, Спанч Боб и Патрик, Смешарики.
Вот мы и приехали в Сказочный лес. Вы наверное устали после дороги, давайте немного отдохнём и сделаем зарядку
- Физминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше
На улице какое время года? (Весна) На деревьях уже появились листочки или ещё нет? (Нет) А в сказочном лесу уже на деревьях появились листики.
- Упражнения на отработку правильного дыхания
Давайте подуем на листочки аккуратно чтоб ни один не оторвался и не упал, как будто это дует лёгкий ветерок. А теперь подуем сильно-сильно как дует сильный ветер.
- Упражнения по развитию фонематического слуха.
— Посмотрите кого мы встретили в сказочном лесу. Это сказочные герои. Назовите их.
(Выставляются предметные картинки сказочных героев. Дети называет их).
Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.
— Какой герой нравится больше и почему?
— Выберите среди сказочных героев тех, в названии которых звучит [Р].
— Что вы можете рассказать о звуке [Р]? (Согласный, звонкий, твёрдый)
8. Отработка звука в слогах
Сказочные герои оставили нам задание. Нужно прочитать слоги со звуком Р. Заменив его на ДР.
РА-РО-РУ ИР-АР-ОР РТА-РТО- РТУ
АР-ОР-УО РАР-РОР- РУР ТРА-ТРО-ТРУ
Путешествие в сказочный лес подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы нам вернуться назад нам нужно выполнить задание Снежной Королевы. (Дети открывают тетрадки и берут карандаши)
9. Графический диктант
Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
Что получается? Машина. Дорисуем колёса. Теперь можно ехать. Мы опять садимся в нашу машину, но для того чтоб поехать нам нужно сделать упражнение с пальчиком. Для этого все вытираем ручки прячем пальчик под язычок, произносим букву Д-Д-Д и двигаем пальчиком из стороны в строну.
10. Подведение итогов
Вот мы с вами и вернулись из Сказочного леса.
-Давайте вспомним кого мы с вами там встретили? ( Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.)
-Над произношением какой буквы мы с вами работали сегодня?
-Вы сегодня все отлично поработали и за такую отличную работу хочу вас наградить медалями.
Бузыкаева Инна Олеговна
Учитель-логопед, КГУ «Кондратовская средняя школа»
CKO, Кызылжарский район, село Кондратовка