Открытое групповое логопедическое занятие по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Р]

Первая часть занятия. Ученики нулевого класса. Речевое заключение: дислалия, ротацизм. Время проведения занятия 20-25 минут.

Тема: Постановка звука [Р].

Цель: Постановка, автоматизация и дифференциация звука [Р].

Задачи:

  1. Повторить артикуляционные упражнения к постановке звука;
  2. Повторить артикуляцию звука [Р];
  3. Развивать фонематический слух;
  4. Отработать подготовительные упражнения.

Оборудование: Тетрадь в клетку, карандаш, изображения сказочных героев.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята давайте мы улыбнёмся друг-другу, и пожелаем отличного дня

 

  1. Сообщение темы и цели занятия:

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (Звук [Р].)

Верно, мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

Сегодня мы с вами отправимся в Сказочный лес. Добираться туда мы будем с вами как вы думаете на чем? (На машине) Что нам нужно для того что бы отправиться в путешествие на машине? (Руль, ключ, педаль газа и наш язычок)

Молодцы. Но перед тем как отправиться в путь давайте немного разомнём наш язычок и пальчики, чтобы за время путешествия они не устали.

  1. Повтор правильной артикуляции звука
    Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
  2. Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «чистим зубы»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперёд-назад.

  1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд и не высовывался изо рта.

Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчётливо произнося звук Д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
  3. Кончик языка не должен подворачиваться.
  4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Молодцы. Всю зарядку выполнили правильно, теперь давайте отправимся в дорогу. И так приготовили руль, ключик вставили и заводим машину.( Используется приём постановки звука от звука Д. Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д и плавно переходит к звуку Р-Р-Р. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. )

Отлично машину мы завели теперь жмём на педаль газа (дети произносят коротко звук Д и переходят на Р-ДР)

Ребята так как мы едем в сказочный лес, то как вы думаете кого мы можем встретить по дороге? Сказочных героев: Мальвина, Золушка, Шрек, Спанч Боб и Патрик, Смешарики.

Вот мы и приехали в Сказочный лес. Вы наверное устали после дороги, давайте немного отдохнём и сделаем зарядку

  1. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше

На улице какое время года? (Весна) На деревьях уже появились листочки или ещё нет? (Нет) А в сказочном лесу уже на деревьях появились листики.

  1. Упражнения на отработку правильного дыхания

Давайте подуем на листочки аккуратно чтоб ни один не оторвался и не упал, как будто это дует лёгкий ветерок. А теперь подуем сильно-сильно как дует сильный ветер.

  1. Упражнения по развитию фонематического слуха.

— Посмотрите кого мы встретили в сказочном лесу. Это сказочные герои. Назовите их.

(Выставляются предметные картинки сказочных героев. Дети называет их).

Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.

— Какой герой нравится больше и почему?

— Выберите среди сказочных героев тех, в названии которых звучит [Р].

— Что вы можете рассказать о звуке [Р]? (Согласный, звонкий, твёрдый)

 

8. Отработка звука в слогах

Сказочные герои оставили нам задание. Нужно прочитать слоги со звуком Р. Заменив его на ДР.

РА-РО-РУ                             ИР-АР-ОР                             РТА-РТО- РТУ

АР-ОР-УО                            РАР-РОР- РУР                      ТРА-ТРО-ТРУ

Путешествие в сказочный лес подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы нам вернуться назад нам нужно выполнить задание Снежной Королевы. (Дети открывают тетрадки и берут карандаши)

9. Графический диктант

Ребёнок рисует линии, в тетради в клетку, под диктовку логопеда:
3 клетки влево, 2 вверх, 3вправо, 2 вверх, 6 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 3 влево.
Что получается? Машина. Дорисуем колёса. Теперь можно ехать. Мы опять садимся в нашу машину, но для того чтоб поехать нам нужно сделать упражнение с пальчиком. Для этого все вытираем ручки прячем пальчик под язычок, произносим букву Д-Д-Д и двигаем пальчиком из стороны в строну.

10. Подведение итогов

 Вот мы с вами и вернулись из Сказочного леса.

-Давайте вспомним кого мы с вами там встретили? ( Красная Шапочка, Чиполино, Снежная Королева, Буратино, Чебурашка, Колобок, Пьеро, Золушка.)

-Над произношением какой буквы мы с вами работали сегодня?

-Вы сегодня все отлично поработали и за такую отличную работу хочу вас наградить медалями.

Бузыкаева Инна Олеговна
Учитель-логопед, КГУ «Кондратовская средняя школа»
CKO, Кызылжарский район, село Кондратовка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *