Основные закономерности формирования речи у детей дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии
Задержка речевого развития может быть обусловлена следующими причинами: психофизическим инфантилизмом, выраженными астеническими и церебрастеническими состояниями, двигательной недостаточностью, неблагоприятными условиями воспитания и окружения, недостатками слуха и зрения.
Для детей с задержками речевого развития характерны первично нормальные интеллектуальные способности, потенциальная возможность развития полноценной речи при благоприятных условиях воспитания и обучения, но в сроки, более растянутые по сравнению с нормальными.
В зависимости от причин, обусловливающих задержку речевого развития, выделяются неодинаковые особенности речи, характеризующие определенные группы детей
Так, при психическом инфантилизме, астенических и церебрастенических состояниях (в следствии недоношенности, легкой асфиксии, истощения организма частыми соматическими заболеваниями в первые месяцы жизни, рахита, желудочно – кишечных заболеваний) происходит задержка развития речи. Как правило, к трем годам такие дети пользуются речью, но их словарный запас беден. Он состоит, в основном, из названий предметов, действий, звукоподражаний. Активные и дифференцированные жестовые движения используются для замены слов при уточнении скудных высказываний. Слоговая структура слов детьми сокращается, страдает произносительная сторона речи. При своевременном лечении и раннем начале коррекционного обучения речь детей выравнивается, и тем скорее, чем раньше начато обучение.
Задержка развития речи вследствие неблагоприятных условий воспитания и окружения. Хорошо известно, что с первого месяца жизни необходимо побуждать его к голосовым и мимическим реакциям, позднее – к речи. Если родители пассивны, не уделяют должного внимания развитию речи ребенка, надеясь на обучение только в детских учреждениях, речь задерживается в своем развитии. Задержка речевого развития может наблюдаться у детей, воспитывающихся в семьях, где говорят на нескольких языках. Задерживается развитие речи у глухонемых родителей, несмотря на их нормальный слух и хорошие интеллектуальные способности. Причина заключается в недостаточности межиндивидуального общения, что очень важно для развития речи.
Задержка развития речи может наблюдаться у детей с детскими церебральными параличами. Причиной является не только патология двигательного анализатора, но и связанное с этим запаздывающее реагирование на окружающее, задержка формирования предметной деятельности, недостаточность общения. Первые слова у детей появляются позже. Активный словарный запас, несмотря на понимание речи окружающих наступает медленнее. Позднее формируется фразовая речь и произношение. С началом логопедических занятий (в сочетании с лечебным воздействием) речь детей выравнивается, и тем быстрее, чем раньше начато обучение.
Задержка развития речи у детей с нарушением слуха (тугоухость).
При раннем нарушении слуха у детей с запозданием формируются реакции на звуковые, затем на речевые раздражители. Это с самого начала осложняет общение. У детей с нарушением слуха отмечается ограничение словарного запаса, неправильность употребления слов, пропуски их, замена одних слов другими. Слабослышащие дети искажают слова, сохраняя в них преимущественно ударные слоги. Не расслышав безударные, начало или конец слова, дети опускают его или произнося искаженно. Даже в случаях более сформированной речи наблюдаются ошибки родовых или падежных окончаний, неправильное употребление суффиксов и приставок. В произношении наблюдается характерное для этих детей смешение звуков: звонких с глухими, шипящих со свистящими, мягких с твердыми, взаимозамена «п», «т», «к», свистящих «с» и «з» со взрывными «т» и «д» и т.д. Недостатки слуха, ограничение словарного запаса и недостаточное овладение грамматическим строем языка обуславливает недостаточное понимание устной речи, снижает ориентировку в слушаемой связной речи, включая прослушивание читаемых текстов. Уровень развития речи слабослышащих детей зависит не только от степени снижения слуха, но и от возраста, в котором возник слуховой дефект. Если слух нарушается после трех лет (но перед этим было нормальное развитие речи), то через некоторое время у ребенка могут возникнуть недостатки в речи. Чем позднее возникает слуховой дефект (тугоухость), тем меньше нарушается речь. Слабослышащие дети понимают свою речевую недостаточность. Стремясь к контакту, они мобилизуют как речевые, так и неречевые возможности: произносят отрывки слов, сопровождая их выразительными жестами. Можно наблюдать речевые поиски. Большинство детей старшего и даже среднего дошкольного возраста присматриваются к артикуляции собеседника, помогая себе этим понять содержание его высказываний. Слабослышащих детей часто принимают за детей, страдающих алалией и наоборот. Разграничение этих состояний принципиально важно не только для диагностики, но и для обучения, так как дети с алалией должны обучаться логопедом, а слабослышащие – сурдопедагогом. При проведении диагноза следует учитывать оглушение согласных слабослышащими детьми. У них слоговая структура слов формируется легче, при коррекционном обучении – скорее пополняется словарный запас и формируется фразовая речь. Во всех таких случаях обязательно точное исследование состояние слуховой функции (аудиометрия).
Слабослышащие нередко принимаются за умственно отсталых из – за дефектов речевого развития у тех и других детей, а также вторичной интеллектуальной недостаточности, обусловленной недостатками слуха и речи. Недостаточное понимание речи слабослышащими затрудняет их ориентировку в вербальных заданиях, а при непонимании инструкций – и в невербальных. Поэтому исследование дошкольников с нарушением слуха должно начинаться и, в основном проводиться, по заданиям наглядно – действенного характера. Инструкция должна быть краткой, понятной и подкрепляться направленными жестовыми движениями. Задания наглядно действенного характера выполняются слабослышащими дошкольниками на хорошем уровне, в то время как для детей с интеллектуальной недостаточностью в одинаковой степени затруднены вербальные и невербальные задания. Слабослышащие дети в отличие от умственно отсталых, проявляют адекватные эмоциональные реакции, достаточную практическую ориентировку, легко овладевают навыками самообслуживания.
У детей с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) речевое развитие, как правило, задерживается вследствие невозможности или недостаточности зрительного восприятия. Во – первых, при развитии звуковой стороны речи такой ребенок пользуется только слуховыми впечатлениями. Не наблюдает за видимой артикуляцией окружающих, что отражается на усвоении произношения звуков. Во – вторых, у ребенка задерживается и своеобразно развивается как предметная, так и практическая деятельность. Хорошо известно, что зрительное восприятие оказывает значительное влияние на формирование словесных значений слов. Особенно в раннем возрасте, когда преобладают зрительные представления о действительности. Недостаточное представление о предмете (форма, цвет, величина) отрицательно сказывается на установлении связи между словом и его образом, задерживается формирование обобщенного знания о предмете и, следовательно, обобщенного значения соответствующего слова. Огромную компенсаторную роль в познании окружающих предметов слепыми и слабовидящими детьми играет осязание. Не менее важное значение приобретает использование предметов в деятельности и ознакомлении с их звуковыми признаками. Ориентировка на звуки у таких детей, благодаря использованию сохранных анализаторов, по мере расширения и совершенствования связей между предметами и действиями, становится более тонкой и точной. Несмотря на это, остаются затруднения в формировании значения слов, обозначающих малознакомые детям предметы, действия и признаки, что достигается постепенно, путем специального обучения и общения с окружающими.
Смирнова Светлана Владимировна
учитель-логопед, ГАУСО РЦДПОВ «Солнечный»
г. Казань