Советы родителям учителя-логопеда (средняя группа с ОНР). Совместные игры с ребёнком на карантине.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем — логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи. Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением. Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ НА КАРАНТИНЕ.
Развитие мелкой моторики.
- Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
- Рисовать одновременно на одном листе.
- Рисовать зубной щеткой.
- Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
- Рисовать с закрытыми глазами.
- Выкладывать рисунки нитками.
- Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
- «Обрывная аппликация» — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
- Играть в цвет дня. Каждый день недели назвать «своим цветом», например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый и т. д. по цветам радуги. Каждый день надевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, попробовать найти продукты такого цвета, или время от времени кричать, например, «красный» — и нужно быстро дотронуться до предмета этого цвета.
- Различные конструкторы.
- Мозаики.
- Шашки, шахматы, домино.
- Пазлы.
- Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
- Домашний квест, поиски сокровищ.
- Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — «вправо», «влево», «прямо». А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.
Речевые игры
(Все дети умеют правильно произносить звуки: М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф – закрепляем их в речи).
- Учить каждый день одно новое слово. Можно сделать рисунок этого слова.
- Петь.
- Говорить скороговорки. Заучивать короткие стихи.
- Играть в «Угадай предмет» (часть тела, транспорт), задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Тактильные (сенсорные) игры.
- Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети.
- Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
Игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха.
- Слушать тишину.
- Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.(«Кто сказал?», «Звук какого предмета звучал?» Н-р: шуршание бумаги, стук по стеклу и др.
- С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
- Ловить звук (звуки, которые есть в речи ребёнка)
Игры на развитие дыхания.
- Мыльные пузыри.
- Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» голы).
- Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
- Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в «цель».
Желаю успехов!
Чухланцева Елена Михайловна
учитель-логопед , МБДОУ д/с№43
г. Воткинск, Удмуртская Республика