Значимость логопедического массажа после перенесенного инсульта

Аннотация. Статья посвящена роли и значимости применения логопедического массажа при остром нарушении мозгового кровообращения. Анализируются особенности проведения логопедического массажа. Рассматриваются виды и техника применения массажа.

Ключевые слова: логопедический массаж, реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.

Abstract. The article is devoted to the role and importance of the speech therapy massage in acute cerebral circulation disorders. The features of speech therapy massage are analyzed. The types and techniques of massage are considered.

Key words: speech therapy massage, rehabilitation, disorder of cerebral circulation.

В настоящее время катастрофически растет число людей, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения «инсульт». Среди заболевших постоянно увеличивается число людей молодого и юного возраста. Наиболее частым последствием «инсульта» являются нарушения речи. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с такими видами речевой патологии как: афазия,
дизартрия, дисфония, дисфагия. Это приводит не только к общему дискомфорту, но и угнетению общего состояния человека. Чтобы повысить шансы на полное восстановление утраченной функции, необходимо своевременно начать реабилитацию. Одним из таких специалистов — реабилитологов, является логопед. Главной целью логопедической работы является восстановление речевой функции. Одной из самых эффективных техник логопедической работы, способствующей нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, перенесших «инсульт», является логопедический массаж.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. (стр 2 учебное пособие для студентов). Он входит в комплексную медико-логопедическую систему реабилитации лиц, перенесших «инсульт».

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог, либо медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. (стр 3 учеб пособие).

Эта процедура имеет множество особенностей и нюансов, не зная которые можно навредить больному. Рассмотрим, как же правильно проводить логопедический массаж, какие техники и степень воздействия должны быть оказаны на пациента.

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются противопоказания:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога об отсутствии противопоказаний.(интернет источник 1)

Общие правила. Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Массаж рекомендуется проводить циклами по 10 — 15 сеансов, каждый день или через день. После перерыва цикл можно повторить. Длительность процедуры можно варьировать в зависимости от тяжести нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная
длительность первых сеансов составляет от 5 до 10 минут, а конечная — от 15 до 30 минут.(Архипова стр 38)

Виды и Техника массажа. (Краузе стр 11)

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;
  • точечный;
  • зондовый, аппаратный (вибрационные, вакуумные приборы).

Основные приемы и техника ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа.

Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях: прямолинейное, круговое, спиралевидное. Для области лица рекомендовано щипцеобразное разминание, захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого, колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием «пунктирование». Выполняется прием концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме, большого.

Разминание-прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Точечный массаж. Воздействие на биологически активные точки (БАТ)
представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональна взаимосвязь, между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата; регуляция вегетативных функций; восстановление эмоционального фона; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей ( Дьякова стр 75)

Приемом точечного массажа является воздействие на определенную точку. В зависимости от техники воздействие может быть как тонизирующим или успокаивающим. При повышенном тонусе используют расслабляющую технику. Найдя необходимую точку, специалист производит вращательные надавливающие движения по часовой стрелке, фиксируя, положение в течение 5-6 секунд постепенно углубляясь. Затем та же техника, применяется, но против часовой стрелки, уменьшая силу воздействие на точку. (76 стр)

При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техника. Найдя точку, проводя вращательные движения в течение 3 — 4 секунд, палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз. (Дьякова76 стр) В логопедической практике при коррекции речи у пациентов, страдающих дизартрическими нарушениями: всеми формами парезов артикуляционной мускулатуры применяется зондовый массаж. Е. В Новикова (2000 г.) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода-нормализация речевой моторики. Предлагаются 8 специальных зондов на определенную группу мышц, языка губ, щек, мягкого неба. Зонды должны быть устойчивы к циклу обработки, состоящему из дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации в соответствии с режимами по ОСТ 42-21-2-85. (Новикова 10 стр)

Библиографический список

  1. Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа
    [Электронный ресурс].-Режим доступа:
  2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии [Текст]/ Е.Ф. Архипова Изд.
    Центр «Астрель»
  3. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений
  4. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика
  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж 2005г.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения

Кузнецова Мария Сергеевна
логопед, ГБУЗ ООКБ
г. Оренбург

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *