Особенности диагностики лексики детей раннего возраста
Все существующие сегодня методы диагностики речевого развития детей могут быть объединены в две большие группы: субъективные и объективные, которые включают в себя функциональные и аппаратные методы как дополнительные . Необходимо подчеркнуть, что чаще всего они используются в комплексе.
Указанные здесь методы имеют определенную последовательность применения в практической деятельности. Рассмотрим ее.
Обычно обследование речи ребенка с ЗРР предполагает:
- изучение различной (прежде всего, медицинской) документации (как правило, это происходит до встречи с ребенком);
- общение с родителями ребенка и/или их опрос (интервью или анкетирование) .
Такие методы диагностики речевого развития детей не требует применения каких-либо особых или специальных технических средств. Специалисту имеет инструментарий для фиксации данных и базовый компьютер со стандартным ПО для обработки данных.
Основной объем информации о состоянии речевого развития ребенка получают с применением объективного метода. Под ним понимается по сути непосредственное логопедическое обследование. Он включает:
- анализ речевой деятельности ребенка в экспериментальной ситуации во время эмоционально-личностного общения без участия в предметно-практической деятельности;
- анализ оценки коммуникации ребенка со взрослым во время игровой ситуации и в свободной деятельности;
- оценку (в том числе визуальную, инструментальную и пальпаторную) органов и мышц челюстно-лицевой области и полости рта ребенка как в покое, так и в процессе речи .
Диагностика речевого развития ребенка раннего возраста может быть осуществлена на базовом уровне и родителями. Признаками задержки речи могут быть:
- на первом году — отсутствие или слабая выраженность гуления, лепета, реакции на речь взрослых;
- в 1 год ребенок все еще не понимает часто употребляемые слова, не имитирует речь взрослого;
- в 2 год у ребенка нет интереса к речевой активности, он не может показать картинки на изображении.
О.Е. Громова в рамках диагностики речи детей раннего возраста предлагает использовать специальный опросник для родителей . Данный инструментарий включает следующие наиболее значимые показатели речевого развития:
- количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка;
- процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп;
- наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор);
- частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять .
Г. В. Чиркина разработала методику диагностики речи детей именно раннего возраста . Она предлагает использовать следующие параметры:
- строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес);
- слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам;
- понимание речи;
- объем пассивного и активного словаря.
«Схема логопедического обследования ребенка 1-2-3-го годов жизни», предлагаемая Ю. А. Разенковой, базируется на комплексном изучении состояния ребенка, в том числе оценка его доречевых и предречевых возможностей, которая в свою очередь проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств ребенка [10, с. 45]. Это определяется через тесную и неразрывную взаимосвязь развития речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в отклонении. В данном случае в основу комплексного логопедического обследования положены:
- некоторые показатели лингвистического развития детей раннего возраста (методика А.Н. Гвоздева и Н.С. Жуковой);
- диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (методики Э.Л. Фрухта, К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной) [10, с. 45].
Американская Ассоциация Семейных Врачей сформировала целый комплекс признаков задержки речевого развития для раннего возраста (см. таб. 1).
Таблица 1 — Комплекс признаков задержки речевого развития для раннего возраста [14]
Возраст | Понимание речи | Собственная речь |
1 год | Не показывает предмет, не может контактировать с помощью жестов | Нет лепета |
1 год и 3 месяца | Показывает предметы и людей в объеме менее 5 объектов | В речи менее 3х слов |
1 год и 6 месяцев | Не может выполнять действия по указанию (например, «возьми игрушку») | Не используется слова «мама» и «папа» |
2 года | Не соотносит слова и названия
|
В речи менее 25 слов |
2 года и 6 месяцев | Не реагирует на вопросы | Не использует двухсловные предложения (существительное+глагол) |
3 года | Не понимает предлоги, слова, обозначающие действия | В речи менее 200 слов |
В нашей стране и за рубежом популярна методика диагностики речевого развития «The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI) [11]. Она разработана с участием таких ученых как: Л. Фенсон, Ф. Дейл, Э. Бейтс, С. Резник и др. Современная шкала адаптирована во всем мире, в том числе в РФ. Отечественная версия включает два опросника:
«Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (от 8 мес. до 1 года и 5 мес.);
«Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (от 1 года 6 мес. до 3 лет) (по аналогии с MacArthur CDI).
В этих опросниках русскоязычного варианта могут фиксироваться и конкретные слова, произносимые исследуемым ребенком (этого нет в MacArthur CDI), что дает возможность специалисту-логопеду провести оценку звукопроизношения и слоговой структуры слова [11]. Это важно, поскольку артикуляция трех- и четыресложных слов – важнейший диагностический признак после 2 и 2,5 лет.
Данный инструмент диагностики речевого развития ребенка основан на идее, что основными источниками развития детского лексикона современного ребенка выступают:
- окружающая среда, отраженная в речи взрослых (игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия);
- так называемая «вторичная» реальность (книги, изображения, игры, видеоматериалы, и др.).
Галиуллина Екатерина Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ № 3
Республика Башкортостан, с. Иглино