Особенности диагностики лексики детей раннего возраста

Все существующие сегодня методы диагностики речевого развития детей могут быть объединены в две большие группы: субъективные и объективные, которые включают в себя функциональные и аппаратные методы как дополнительные . Необходимо подчеркнуть, что чаще всего они используются в комплексе.

Указанные здесь методы имеют определенную последовательность применения в практической деятельности. Рассмотрим ее.

Обычно  обследование речи ребенка с ЗРР предполагает:

  • изучение различной (прежде всего, медицинской) документации (как правило, это происходит до встречи с ребенком);
  • общение с родителями ребенка и/или их опрос (интервью или анкетирование) .

Такие методы диагностики речевого развития детей не требует применения каких-либо особых или специальных технических средств. Специалисту имеет инструментарий для фиксации данных и базовый компьютер со стандартным ПО для обработки данных.

Основной объем информации о состоянии речевого развития ребенка получают с применением объективного метода. Под ним понимается по сути непосредственное логопедическое обследование. Он включает:

  • анализ речевой деятельности ребенка в экспериментальной ситуации во время эмоционально-личностного общения без участия в предметно-практической деятельности;
  • анализ оценки коммуникации ребенка со взрослым во время игровой ситуации и в свободной деятельности;
  • оценку (в том числе визуальную, инструментальную и пальпаторную) органов и мышц челюстно-лицевой области и полости рта ребенка как в покое, так и в процессе речи .

Диагностика речевого развития ребенка раннего возраста может быть осуществлена на базовом уровне и родителями. Признаками задержки речи могут быть:

  • на первом году — отсутствие или слабая выраженность гуления, лепета, реакции на речь взрослых;
  • в 1 год ребенок все еще не понимает часто употребляемые слова, не имитирует речь взрослого;
  • в 2 год у ребенка нет интереса к речевой активности, он не может показать картинки на изображении.

О.Е. Громова в рамках диагностики речи детей раннего возраста предлагает использовать специальный опросник для родителей . Данный инструментарий включает следующие наиболее значимые показатели речевого развития:

  • количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка;
  • процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп;
  • наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор);
  • частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять .

Г. В. Чиркина разработала методику диагностики речи детей именно раннего возраста . Она предлагает использовать следующие параметры:

  • строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес);
  • слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам;
  • понимание речи;
  • объем пассивного и активного словаря.

«Схема логопедического обследования ребенка 1-2-3-го годов жизни», предлагаемая Ю. А. Разенковой, базируется  на комплексном изучении состояния ребенка, в том числе оценка его доречевых и предречевых возможностей, которая в свою очередь проводится с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств ребенка [10, с. 45]. Это определяется через тесную и неразрывную взаимосвязь развития речи, моторики, сенсорных функций и эмоций как в норме, так и в отклонении. В данном случае в основу комплексного логопедического обследования положены:

  • некоторые показатели лингвистического развития детей раннего возраста (методика А.Н. Гвоздева и Н.С. Жуковой);
  • диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (методики Э.Л. Фрухта,  К.Л. Печоры и Г.В. Пантюхиной) [10, с. 45].

Американская Ассоциация Семейных Врачей сформировала целый комплекс признаков задержки речевого развития для раннего возраста (см. таб. 1).

 

Таблица 1 — Комплекс признаков задержки речевого развития для раннего возраста [14]

Возраст Понимание речи Собственная речь
1 год Не показывает предмет, не может контактировать с помощью жестов Нет лепета
1 год и 3 месяца Показывает предметы и людей в объеме менее 5 объектов В речи менее 3х слов
1 год и 6 месяцев Не может выполнять действия по указанию (например, «возьми игрушку») Не используется слова «мама» и «папа»
2 года Не соотносит слова и названия

 

В речи менее 25 слов
2 года и 6 месяцев Не реагирует на вопросы Не использует двухсловные предложения (существительное+глагол)
3 года Не понимает предлоги, слова, обозначающие действия В речи менее 200 слов

 

В нашей стране и за рубежом популярна методика диагностики речевого развития «The MacArthur Communicative Development Inventory» (MacArthur CDI) [11]. Она разработана с участием таких ученых как: Л. Фенсон, Ф. Дейл, Э. Бейтс, С. Резник и др. Современная шкала адаптирована во всем мире, в том числе в РФ. Отечественная версия включает два опросника:

«Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (от 8 мес. до 1 года и 5 мес.);

«Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» (от 1 года 6 мес. до 3 лет) (по аналогии с MacArthur CDI).

В этих опросниках русскоязычного варианта могут фиксироваться и конкретные слова, произносимые исследуемым ребенком (этого нет в MacArthur CDI), что дает возможность специалисту-логопеду провести оценку звукопроизношения и слоговой структуры слова [11]. Это важно, поскольку артикуляция трех- и четыресложных слов – важнейший диагностический признак после 2 и 2,5 лет.

Данный инструмент диагностики речевого развития ребенка основан на идее, что основными источниками развития детского лексикона современного ребенка выступают:

  1. окружающая среда, отраженная в речи взрослых (игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия);
  2. так называемая «вторичная» реальность (книги, изображения, игры, видеоматериалы, и др.).

Галиуллина Екатерина Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ № 3
Республика Башкортостан, с. Иглино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *