Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Цели и задачи

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда — обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Задачи:

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития.

Технологии сохранения и стимулирования  здоровья.

Динамические паузы

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Целенаправленный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Подвижные игры

Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, условно можно разделить на три группы:
1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.
2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
3) подвижные игры, обогащающие словарь детей

Релаксация

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

Логомассаж, самомассаж и точечный массаж

Используется для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

Фонетическая и логопедическая ритмика

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала.

Фонетическая ритмикаобозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук.

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика

Артикуляционная гимнастика — выработка  правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Биоэнергопластика сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

Су-джок терапия

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Выводы

В результате использования приёмов здоровьесберегающих  технологий в логопедической работе:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
  • формируются двигательные умения и навыки;
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис;
  • уровень результативности по коррекции звукопроизношения.

Список литературы

  • Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н/Д., Феникс, 2011.
  • Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М. Сфера, 2009
  • Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»
  • Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Р-н/Д., 2006.
  • Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.

Лучнина Юлия Андреевна
учитель-логопед, МБОУ ЦО №23
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *