Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом

В статье рассматривается проблема формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: речь, произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста, дизартрия, дизартрический компонент.

Keywords: speech, the pronunciation side of speech, preschool children, dysarthria, dysarthric component.

Одним из важных условий для полноценного и всестороннего развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у детей, тем легче им формулировать и высказывать свои мысли, тем больше у них возможностей для познания окружающего мира.

«…Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию, интеллектуальную, или сигникативную, функцию, индикативную…» — мнение О. Е. Грибовой [4, с. 17].

Продуктивнее и обстоятельнее складываются отношения со сверстниками и взрослыми, активнее протекает психическое развитие. Полноценная речь положительно влияет на усвоение учебных навыков.

Однако, очень часто встречаются дефекты речи, которые оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка. Неправильное произношение приносит детям немало трудностей и огорчений. Они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

В школьном возрасте трудности значительно увеличатся, если у дошкольника не выработать правильное звукопроизношение и внятность речи. Это отрицательно скажется на развитии внимания и памяти, появятся проблемы в поведении – вялость, заторможенность, либо, наоборот, агрессивность. Несомненно, все это отразится на отношении ребенка к учебе, на его характере. Послужит причиной плохой успеваемости [7].

Для своевременного и правильного протекания развития речи ребенка, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, в том числе не должно быть нарушений зрительного и слухового анализаторов, у него должны быть сформированы умственные способности, у ребенка необходимо развивать и поддерживать потребность в речевом общении, а также необходимо создать оптимальную речевую среду.

Просодика  – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку [9].

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

По мнению Е. Ф. Архиповой дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений [1].

Ребенок формирует свою речь, опираясь на речь взрослых, и немало важным фактором является, его речевое окружение, достаточная речевая практика, воспитание и обучение, начинающиеся с первых дней жизни ребенка.

В ходе опытно–экспериментальной работы выявили уровень развития произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрическим компонентом

В констатирующем эксперименте принимало участие 10 детей шестого года жизни с дизартрией. Обследование проводилось в первую половину дня в течение 15-20 минут индивидуально с каждым ребенком.

В ходе эксперимента было использовано учебно-методическое пособие для обследования детей с нарушениями речи Н. М. Трубниковой.

Данная методика включает следующие разделы:

  • обследование моторики органов артикуляционного аппарата;
  • обследование просодики;
  • обследование звукового анализа слова.

В ходе эксперимента установлено, что у всех обследуемых детей (100%) у детей с дизартрией нарушения звукопроизношения выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) дефектах, причем антропофонические дефекты преобладают над фонологическими.

У большинства детей (60%) нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер, то есть страдают звуки из разных фонетических групп. У дошкольников с дизартрией нарушена просодическая сторона речи: страдает голос, он либо громкий (70%), либо, наоборот, тихий (30%); нарушена мелодико-интонационная сторона речи, дети говорят монотонно (30%), не выделяют голосом восклицательную и вопросительную интонации (40%). Также при дизартрии страдает темп речи, он чаще всего, ускоренный (50%). В результате чего нарушается разборчивость речи.

Кроме того, имеются проблемы с дыханием, речевой выдох часто укорочен (50%), дыхание во время речи учащенное, что также отражается на внятности речи. У детей отмечены нарушения фонематического слуха и восприятия.

Правильное звукопроизношение детей данной категории зависит от состояния артикуляционного аппарата. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости проведения с детьми работы по коррекции произносительной стороны речи.

Так как специфика нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом выражена в многообразии дефектов звукопроизношения, в разной степени несформированности фонематических процессов, что в целом обуславливает необходимость проведения индивидуальной коррекционной работы.

Работа по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическим компонентом проводилось на индивидуальных занятиях, а формирование фонематического восприятия на подгрупповых занятиях.

Основная цель индивидуальных занятий: подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом включала работу по нормализации голоса, речевого дыхания, темпо-ритмической стороны речи, работу по преодолению артикуляционных расстройств, работа над звукопроизношением, развитие фонематических процессов.

В ходе контрольного этапа работы повторно использовали учебно-методическое пособие для обследования детей с нарушениями речи Н. М. Трубниковой.

При повторном обследовании звукопроизношения  обращалось внимание на то, как ребенок произносит один и тот же звук.

Для повторной проверки произношения звуков использовались предметные и сюжетные картинки. В названиях картинок были такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова.

Работа, организованная с целью коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрическим компонентом является эффективной, если сравнивать с показателями на констатирующем этапе, то уровень развития произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрическим компонентом повысился на 10%.

Библиографический список

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов/Е.Ф.Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 319 с.
  2. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. — М.: Школа — пресс, 1999. — 78 с. 3. Винарская, Е.Н. Дизартрия: учебно-методическое пособие /Е.Н. Винарская. — М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2005. — 125 с.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования/ О.Е. Грибова методическое пособие.- М.: Айрис — пресс, 2005.- 96 с.
  4. Дуплинская А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией/ А.В. Дуплинская.: — М, Дошкольное воспитание, 2008. — №5. — 891 с.
  5. Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников: Альбом 1. / Л.Н. Зуева — М.: ООО Издательство Астрель, 2001. — 80 с.
  6. Зуева Л.Н. Логопедия для дошкольников/ Л.Н.Зуева, — М.: ООО Издательство Астрель, 2001. — 80 с.
  7. Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. / О.Б.Иншакова. — М.: Гиманит. изд. центр ВЛАДОС, — 1998. — 280 с.
  8. Коноваленко В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / В.В. Коноваленко — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 с.

 

Кузнецова Регина Константиновна
Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Минусинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *