Интерактивные игровые технологии в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи

В статье автором на основе теоретического анализа описывается важность применения современных инновационных игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Представлены особенности, специфика применения интерактивных игровых технологий учителем-логопедом в процессе коррекции фонетико-фонематического нарушения речи.

В современных условиях развития практики логопеда накоплен разнообразный материал коррекции речевых нарушений у детей разного возраста. Среди речевых расстройств в детском возрасте широкое распространение имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Г.В. Чиркина отмечает, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [6].

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нацеливают  учителей-логопедов вводить в работу инновационные технологии, которые бы не только заменяли традиционные, но и  дополняли и совершенствовали логопедическую работу. Учитывая это положение, в том числе особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ФФНР, учителям-логопедам дошкольных образовательных организаций необходимо применять в коррекционной работе современные технологии, к которым относятся, в том числе и интерактивные игровые технологии.

На сегодняшний день интерактивные игровые технологии оказываются одним из наиболее эффективных способов для  речевого развития дошкольника с ФФНР, так как позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок активно взаимодействует в предлагаемой деятельности.

Анализ исторических научных разработок позволяет констатировать, что термин «интерактивное обучение» появился относительно недавно: в начале 90-х годов прошлого века, когда в педагогическом пространстве стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение произошло от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Слово «интерактивные» произошло от английского слова «interact» (inter – «взаимный»; act – «действовать»). Интерактивные технологии — это прежде всего диалог, построенный на взаимодействии детей между собой, с образовательной средой, с педагогом. Т.М. Садыков акцентирует внимание на том, что «в середине прошлого столетия ещё не было четкого понятия интерактивных методов и средств. В образовательных учреждениях до 1960 г. преобладал репродуктивный тип обучения (до 70% времени педагог излагает материал и он воспроизводится детьми). Автором отмечено, что «на развитие интерактивных технологий обучения существенное влияние оказала теория программированного обучения, соответствующая человеко-компьютерному взаимодействию (1960–1970-е гг.) и теория дистанционного обучения (середина ХХ в.). В самом начале 1980-х гг. в СССР педагоги на практике начинают осваивать и использовать активные (интерактивные) методы обучения, главная идея которых – групповые диалоговые формы познания. Однако официальное разделение методов обучения было только на традиционные и активные. В 1980–1990-х гг. в школах в учебных целях начинают использовать игровые методы: игры-упражнения, ролевые игры, сюжетные игры. Игры организуют для изучения гуманитарных и естественных дисциплин, что вызывает у учащихся эмоциональное отношение, развивает воображение, творчество, активизирует знания, развивает познавательный интерес. Роль педагога во время игры: изложение правил игры, стремление активного включения в игру каждого ученика, организация обсуждения полученных результатов. Обучение стало по-настоящему «интерактивным» после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 г.) и появления первого веб-браузера (1994 г.). С этого времени и начинается использование термина «интерактивное обучение» [4].

На современном этапе развития логопедической науки внедрение интерактивных игровых технологий очень значимо для успешной коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. В процессе интерактивного обучения дети вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность говорить, что знают и думают. Вместе с тем дошкольники выполняют совместную деятельность, все они вносят в работу свой вклад, обмениваются опытом, знаниями и умениями. Специалисты, исследователи, работающие в данном направлении Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Толыпина Ю.А. и др. подчёркивают активность детей в рамках интерактивного обучения, утверждая, что такая форма обучения происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга [5].

По мнению И.В. Микитюк, в работе с дошкольниками необходимо учитывать психические, эмоционально-волевые особенности личности, поддерживать интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой [3].

На сегодняшний день в коррекционной дошкольной педагогике для обеспечения педагогического общения детей, страдающих нарушениями в развитии речи, широко применяются коммуникативно-ориентированные технологии. К примеру, приём комментированного рисования, разработанный О.П. Гаврилушкиной. Довольно простой вариант его использования: взрослый рисует и комментирует свои действия, в то же время ребёнок угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, незаметно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым [2].

Н.В. Микляева в пособии «Интерактивная педагогика в детском саду» описывает разнообразные варианты интерактивных игровых технологий, которые могут быть использованы, в том числе при коррекции речи детей дошкольного возраста с ФФНР. Например, Наталья Викторовна обращает внимание на «совместные игровые задания по «оживлению» объектов среды. В эту категорию включены задания на «нетрадиционное» восприятие игровой среды группы и событий, в ней происходящих, со стороны объектов среды: предметов, игрушек, мебели и т.д. Детей мотивируют к выполнению какого-либо действия, предлагая что-то сделать от лица игрушки, мебели, например, рассказать от имени шкафа, как он провёл свой день. Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах: индивидуальная предполагает с помощью педагога или самостоятельно решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма используется во взаимодействии «ребёнок-ребёнок»; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная»[1]. Существенное отличие настоящей технологии от других — в основе всегда остаётся непосредственное и систематическое взаимодействие педагога и детей.

Одной из форм интерактивных игровых технологий, применяемых в логопедической работе, является ТРИЗ-технология (автор технологии — Альтшуллер Г.С.). Она предполагает развитие креативного мышления, обучение нестандартным решениям, активизацию речемыслительной деятельности. Такой подход эффективно применяется в коррекции речевых нарушений дошкольников, в том числе и ФФНР.

Другой пример – метод интеллект – карт, предложенный кандидатом педагогических наук, В.М. Акименко, для использования в развитии связной речи дошкольников. Понятие «интеллект-карты» ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления Тони Бьюзен. Специфичным свойством методики является активизация в процессе усвоения информации каждого полушария головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). Метод интеллект — карт можно адаптировать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в том числе, с ФФНР.

К результативным средствам интерактивной педагогики относится коллективное создание интерактивных дидактических игр, во время которого учитель-логопед незаметно для детей воздействует на их речевое развитие, решает коррекционные задачи и помогает социализации дошкольников. К примеру, это может быть связано с обыгрыванием сказок и созданием серии игр типа «ходилок». Перед проведением такой дидактической игры по сказке учитель-логопед вместе с детьми делает игровую карту и кубик. Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятий способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, развитию слухового внимания, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

Обобщая весь вышеизложенный материал, можно прийти к выводу о том, что интерактивные игровые технологии в работе учителя-логопеда являются дополнением к традиционным методам коррекции речевых нарушений, способствуют повышению результативности логопедических занятий: активизируют речевую деятельность детей, помогают им раскрепоститься, вызывают эмоциональный подъём, способствуют созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности,  а также делают образовательный процесс ярким, увлекательным и эмоционально насыщенным. Применяя интерактивные игровые технологии на занятиях с детьми, имеющими ФФНР, учитель-логопед решает поставленные цели: эффективно корректирует у них слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие, звукопроизношение, а также коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной адаптации детей к окружающему миру.

Литература:

  1. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
  2. Гаврилушкина, О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 2. — С. 12—16. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90326.
  3. Микитюк, И.В. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: практический контент / И. В. Микитюк, Н. С. Саура // Современный ученый. – 2022. – № 1. – С. 257-264. – EDN PWCXZO.
  4. Садыков, Т.М. История развития интерактивных технологий//Проблемы современного образования. — №4 – 2016 – с.158-161
  5. Толыпина, Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Ю. А. Толыпина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2079/ (дата обращения: 01.07.2023).
  6. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2016 г.-201с

Гущина Ирина Юрьевна
студентка магистратуры, Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского
г. Калуга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *