Применение методов нейропсихологической коррекции в логопедии
С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше.У многих детей во время освоения дошкольной образовательной программы возникают существенные трудности, и проблема здесь не всегда в том, что ребенок недостаточно мотивирован, ленится и не хочет заниматься, а зачастую в том, что существуют нарушения в развитии отдельных структур головного мозга. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
В социальной сфере, медицине и образовании используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) –это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелые нарушения речи к которым относятся: алалия, ринолалия, дизартрия, общее недоразвитие речи 1 и 2 уровня речевого развития, иногда заикание могут по-разному повлиять на общее развитие ребенка, но тем не менее, обязательно затронут его психическую деятельность.
Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. В логопедии речь означает физиологический и психологический процесс понимания и произношения слов и предложений. Речь включает в себя звуки, интонацию, ритм и акценты, которые передают смысл слов и сообщений. Речь является высшей психической функцией и реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит. Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.
Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- аллергии у ребенка;
- часто болеющие дети;
- гипо/гипертонус;
- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
- движение языком во время письма (другие синкинезии);
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения и др.
Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!
Признаки несформированности 2 блока:
- несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);
- несформированность сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);
- неловкость, однотипность движений.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!
Признаки недостаточной сформированности у детей:
- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
- упрощение любой программы;
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
- бедная речь;
- не могут решить смысловую задачу.
Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Признаки нарушения взаимодействия полушарий:
Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.
Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.
Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:
основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.
Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:
- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты)
- при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.
Таким образом, запускается речевой механизм. Комплексное коррекционное воздействие с использованием логопедических и нейропсихологических методик является более эффективным, значительно сокращает сроки коррекции нарушений и обеспечивает полноценное и разностороннее развитие личности ребенка. Кроме того, использование в логопедической практике нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств. Для стимулирования интеллектуального развития ребенка целесообразно использовать кинезиологические упражнения, направленные на активацию межполушарного взаимодействия.
Нейроигры и упражнения помогают оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Эти игры не воспринимаются детьми как сложная обязанность — это скорее игра и развлечение. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Кинезиологические физминутки.
(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)
Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.
1.Колечко.
Сушки, сушки, сушки, сушки
( Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.)
Пирожки
(соединяем округленные ладони вместе)
Блины
(хлопаем прямыми ладонями)
Ватрушки
(разводим руки в стороны)
Это упражнение нейрокоррекции можно использовать для автоматизации шипящих звуков логопедами.
2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга.
Первая позиция- сжатая в кулак ладонь ставится вертикально на стол
Вторая позиция- ладонь ребром на плоскости стола
Третья позиция- распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро-ладонь), когда будет хорошо получаться. Можно усложнить задание, и сопровождать его речевым материалом для автоматизации нужных звуков в речи. Каждое движение можно сопровождать произнесением слогов, слов, строчек стихотворений.
3.«Ладошка»
С силой на ладошку давим,
Сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. Проговаривание стихотворных строк автоматизирует звук «л».
4.«Лезгинка»
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук
Проговаривание стихотворных строк автоматизирует звук «л».
5.«Ожерелье»
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) ,и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Проговаривание стихотворных строк автоматизирует звук «р».
6.«Глазки»
Зорче глазки чтоб глядели,
разотрем их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Проговаривание стихотворных строк автоматизирует звук «р».
7.«Осень»
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)
Это упражнение можно использовать на занятиях по лексической теме: «Осень», а также для автоматизации свистящих и шипящих звуков.
8.«Грибы да ягоды»
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог: ( ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал, ( пальцы ласково глядят по щекам)
И грибочек подрастал. (руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг называем грибы)
Ягодка росла в лесу. Я домой ее несу. (кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело, (пальцы ласково гладят по щекам)
Наша ягодка поспела. (делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках)
— называем ягоды.
Это упражнение можно использовать на занятиях по лексическим темам: «Осень», «Грибы» а также для автоматизации сонорных звуков.
9.«Урожай»
Овощи растут на грядке.(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы)
Посчитай их по порядку: (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Капуста, перец, огурец, (кулак, ребро, ладонь)
Я сегодня молодец. (гладим себя по груди)
На грядке овощи растут,(скрестить пальцы на руках, по очереди поднимать пальцы)
Что же мы увидим тут? (соединить по очереди пальцы на двух руках)
Картофель, помидор, морковь, (кулак, ребро, ладонь)
Мы себя похвалим вновь. (гладим себя по груди)
Это упражнение можно использовать на занятиях по лексическим темам: «Осень», «Урожай» а также для автоматизации звука «ц».
10.«Зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь)
Это упражнение можно использовать на занятиях по лексической теме: «Зима».
11.«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)
Это упражнение можно использовать на занятиях по лексической теме: «Зима».
12.«Оладушки»
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
13.Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.
Попова Елена
МАДОУ «Детский сад №40»
Город Рязань