Особенности формирования словообразовательных умений у детей с дислалией
Дислалия предполагает собою несоблюдение звукового произношения при обычном слухе и сохранной иннервации речевой системы [2, с. 15]. Произношение включает фонетический дизайн речи и одновременно совокупность речевых и двигательных способностей, которыми он обусловливается.
К ним относятся:
- умения речевого дыхания,
- голосообразования,
- звуковоспроизведения и их комбинаций,
- вербальный акцент и манера произношения,
- выполнение общепризнанных норм ортоэпии [3, с. 22].
Выделяют ряд причин дислалии (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные характерные причины дислалии
Среди нарушений речи более зачастую попадаются выборочные нарушения ее звуковой (фонематической) регистрации при обычном функционировании всех иных речевых операций. Данные нарушения выражаются нарушениями воспроизведения звучаний речи:
- искаженным (аномальным) произношением,
- сменой одних звучаний другими,
- смешиванием звуков и реже их пропуском.
В 1930-х и 1950-х годах дислалия в логопедии была на ранней стадии собственного формирования. Также в этот же период было введено слово «лингвистически связанный» применительно к дислалии, отмечая их неумение грамотно проговаривать и создавать конкретные звуки либо последовательности звучаний. Данное слово является своеобразной базой, фундаментом для последующего исследования дислалии как единичного речевого расстройства. В 60-х годах 20 века в данной вербальный патологии случились значительные изменения. Был изменен понятийный аппарат логопеда, т.е. отрицание термина «языковая привязка» и взамен этого применяет слово «дислалия», подчеркивая дислалию как раздельное расстройство речи.
Безусловно, речь, связанная с языком с физической точки зрения, отвечает установленному в логопедии термину «дислалия», однако следует точно отличать от него нарушение речевой функции, которое обладает определенной внешней схожестью с ним, однако выделяется этимологией, патогенезом и едиными признаками [1, с.15].
Термин «дислалия» обозначает нарушение речи, при котором ребенок не способен грамотно проговаривать одни звуки, заменяет их другими либо смешивает звуки друг с другом.
Длительное время все речевые расстройства были объединены под одним названием. В 1830 году произошло распределение всех речевые расстройства на две категории:
- заикание,
- завязывание языка.
В 80-е годы были выделены нарушения речи, которые разделены на две категории:
- основные – относятся афазия базисного и функционального возникновения (заикание и болтовня).
- периферические — дислалию либо алалию относилась к данной группе. Дислалия (алалия) отличается глухотой, сопряженной с дефектом уха и привязанной к языку.
Связь языка находится в зависимости только лишь от несовершенства артикуляционного аппарата. Дислалию стали разделять на 2 подгруппы, это разделение весьма относительно:
- Механическая дислалия находится в зависимости от неверного формирования артикуляционного аппарата, т.е. анатомические недостатки губ, зубов, языка, жесткий и легкий климат и др. В определенных вариантах речь обретает тонус носа, что обусловлено патологией климата и полости носа. Неврологическое исследование, как правило, не обнаруживает особенностей базисного поражения основной нервной системы.
- К функциональной дислалии можно причислить эпизоды неверного произношения разных звуков: шипения, свиста, вести беседу и т.д. При данном расстройстве речи, как правило, нет отклонений в формировании органов, участвующих в речевом процессе, и отсутствуют свойства органического поражения основной нервной системы. В анамнезе подобных детей, как правило, нет указаний на детское заболевание мозга. В прошлом считалось, что генез функциональной дислалии кроется в неверной речевой сфере (неправильная родительская речь, диалекты). Но дальнейшие исследования выявили, что полностью выразить согласие с данной точкой зрения нереально. Функциональная дислалия базируется не только лишь на негативной речевой сфере: здесь значимость представляет физическая слабость детей, стимулированная выдержанными ранее инфекциями, расстройствами пищевого поведения (диспепсией).
Анализ научной литературы показал, что выделяют еще три формы дислалии:
- механическую, стимулированную жесткими анатомическими ошибками органов речи (расщелины климата, короткая подъязычная уздечка);
- базисную, из-за периферической тугоухости, отклонений челюстей, зубов, языка и климата;
- функциональную, обусловленную мышечной слабостью мягкого климата, недостаточной гибкостью кончика языка, подавленностью выдыхаемого воздушного потока и т. д.
Для логопедии как отрасли знания важно выделить признаки повреждения, которые необходимы для эффекта самой логопедии, то есть с учетом того, является ли нарушение фонематическим или фонетическим. В соответствии с предложенными критериями, выделяются три основные формы дислалии:
- акустико-фонематическая,
- артикуляционно-фонематическая,
- артикуляционно-фонетическая [2, с.18].
Акустико-фонематическая дислалия включает нарушения звукового оформления речи, вызванные избирательным отсутствием обработки фонем в соответствии с их акустическими параметрами в сенсорной связи механизма восприятия речи. К таким операциям относятся идентификация, распознавание, сравнение акустических характеристик звуков и фоно-решений. Нарушение основано на недостаточном фонематическом слухе.
Артикуляторно-фонематическая дислалия включает дефекты, вызванные отсутствием формирования операций выбора фонем по их артикуляционным параметрам в двигательной связи речевого образования. Есть два основных типа нарушений. В первом случае основание сочленения сформировано не полностью, опущено. При выборе фонем вместо желаемого звука (отсутствующего у ребенка) выбирается звук, близкий ему по набору артикуляционных особенностей.
При втором варианте нарушения суставная база полностью сформирована. Осваиваются все артикуляционные позиции, необходимые для производства звуков, но при их выборе принимается неправильное решение, в результате чего звуковое оформление слова становится неустойчивым (ребенок может произносить слова правильно и неправильно). Неправильное произношение при этой форме дислалии вызвано не самими двигательными нарушениями, а нарушением операций выбора фонем по их артикуляторным характеристикам.
Артикуляционно-фонетическая форма дислалии включает нарушения звукового оформления речи, вызванные неправильной формой артикуляционных позиций. Звуки произносятся нерегулярно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая формируется у ребенка с этой формой дислалии, но фонемы реализуются в необычных вариантах (аллофонах). Плохой звук чаще всего близок к правильному из-за акустического эффекта.
Прослеживается иной вид искажения, при котором звук не выявляется. В подобных вариантах сообщают о пропуске и исключении звука. В зависимости от того, сколько звуков произносится неверно, дислалия разделяется на простые и сложные. Элементарные (мономорфные) расстройства содержат патологии, при которых единственный звук произносится неверно либо звучит однотипно по артикуляции. Непростые (полиморфные) расстройства содержат расстройства, при которых звучания различных групп (шипение и соноры) произносятся неправильно. Механическая дислалия — нарушение воспроизведения звука, спровоцированное анатомическими нарушениями периферической речевой концепции (органов артикуляции).
Более частые ошибки произношения обусловлены:
- отклонениями зубов: диастемой между передними зубами;
- недостаток резцов либо их отклонений;
- неверное состояние верхних либо нижних резцов либо соответствие верхней либо нижней челюсти (ошибки прикуса).
Другую по распространенности группу составляют нарушения звукового произношения, вызванные патологическими изменениями языка: слишком большой либо небольшой язык, укороченная подъязычная группа. Но не во всех вариантах языковых отклонений влияет артикуляция звучаний [2, с. 13]. Значительно реже произношение звука нарушается из-за отклонений губ, так как врожденные недостатки (разнообразные деформации) устраняются хирургическим путем в раннем возрасте.
Механическая дислалия может гармонировать с функциональной фонемией. В абсолютно всех вариантах механической дислалии необходима консультация (а в определенных вариантах и лечение) хирурга и ортодонта [3, с. 24]. В симптоматике прослеживаются главные нарушения звукового произношения: недостаток, замена, слияние и изменение звуков.
Исследование лингвистической литературы демонстрирует, что имеется сравнительно строгая очередность развития фонематического слуха, которая находится в зависимости как от состояния слуха детей, его речевого окружения, таким образом и от иных факторов, в том числе наличия того либо другого нарушения речи. Мало сформированная речевая активность представляет главную, основную значимость в предотвращении развития звукового произношения у детей. При этом слух у детей уже довольно сформирован для тонкого восприятия звука.
Таким образом, слух считается основным анализатором в усвоении речи других. В тот же период он становится управляющим регулятором самопроизношения, что содействует формированию фонематического слуха. Фонематические процессы у детей в возрасте до пяти лет улучшаются: они распознают звук в струе выступления, они могут воспринять термин с целью данного звука, они отличают повышение либо снижение громкости выступления также затормаживание либо форсирование темпа.
Список литературы
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. – М.: Детство – пресс, 2011. – 144 с.
- Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. – с. 232.
- Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2009. — №3. – С. 24-31.
- Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. особенности словообразовательныхумений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей5-6 лет с ОНР 4-го уровня/Логопедия. – 2016. — № 2. – с. 158.
- Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованиюу дошкольников с общим недоразвитием речи. / Дефектология. – 2015. — № 6. – с. 277.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М. : Академия, 2001. – 240с.
Исмаилова Алина Асанбиевна
Студентка 3 курса Специального (дефектологического) образования
Ставропольский край, г. Ставрополь