Особенности развития синтаксической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Аннотация: В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей развития синтаксической стороны речи  детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи III уровня, старший дошкольный возраст, синтаксическая сторона речи, уровни развития синтаксических умений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Основные закономерности языка усваиваются ребенком в процессе общения со взрослыми, а так же в результате развития предметной и познавательной деятельности. В этот же момент, дети овладевают основными правилами построения высказывания [2].

Как в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный процесс. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными, или усвоенными частично [1].

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики [3].

Не овладев синтаксической стороной речи, ребенок не овладевает грамматическим строем речи в полном объеме. В этом и заключается актуальность исследования.

Данную проблему изучали такие специалисты как: Арушанова А.Г., Воителева Т.М., Туманова Т.В., Филичева Т.Б.

Целью проведения исследования являлось выявление уровня развития синтаксических умений  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Работа проводилась на базе «МБДОУ Детский сад № 17 комбинированного вида» г. Орла. В исследовании принимали участие 10 детей логопедической группы старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Все испытуемые имели сохранный слух, зрение и интеллект.

В ходе проведения эксперимента использовались методики Бессоновой Т.П., Грибовой О.Е., Струниной О.М., Ушаковой О.С., Фотековой Т.А.

Задания были направлены на изучение умений:

  1. Точно воспроизводить предложения;
  2. Составлять предложения с заданным словом;
  3. Находить и исправлять грамматические ошибки в речи других;
  4. Конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На основе проведенных методик были выделены несколько уровней развития синтаксических умений у детей старшего дошкольного возраста:

  • Высокий уровень 75-60 баллов (100%-80%)

Дети, набравшие количество баллов в пределах от 60 до 75, имеют высокий уровень развития синтаксиса предложений. Дословно воспроизводят предложения, не искажая смысл и структуру предложений. Без труда составляют предложения с заданным словом. Находят грамматические ошибки в речи других и самостоятельно исправляют их. Умеют конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

  • Средний уровень 59-28 баллов (79%-38%)

У детей набравших 28-59 баллов, отмечается средний уровень, который предполагает  наличие незначительных ошибок при составлении предложений с заданным словом. Дети замечают грамматические ошибки в речи других, но не могут самостоятельно исправить их, либо исправляют не правильно или с помощью. При составлении предложений требуется помощь взрослого.

  • Низкий уровень 27-0 баллов (37%-0%)

Дети допускают грубые ошибки при воспроизведении предложений, составлении с заданным словом, не могут составить простые предложения по картинкам. Затрачивают много времени на выполнение одного задания. Отказываются выполнять задания.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 80% детей имеют «средний» уровень развития синтаксических умений, и 20% детей набрали наименьшее количество баллов, что говорит о «низком» уровне развития синтаксических умений. Высокий  уровень не был обнаружен.

При выполнении заданий менее трудным для детей оказалось повторение предложений.  Наибольшие трудности дети испытывают при составлении предложения с заданным словом. Так же ошибки детей заключаются в неправильном согласовании слов в предложении, в нарушении смысла и структуры предложения. Отмечаются трудности в конструировании предложений. Анализ речи детей с ОНР показал, что дети имеют нарушения в овладении синтаксическими единицами, выявляются затруднения в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, в их комбинировании. У детей не сформировано структурирование различных видов грамматических конструкций.  Часто возникают ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Грамматические ошибки встречаются в каждом задании. Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу аграмматизмов в речи детей с общим недоразвитием речи.

Аграмматизмы возникают в результате обобщения и анализа фактов воспринимаемой и собственной речи активной ориентировочной поисковой деятельности экспериментирования, игры со словом, а в дальнейшем — и элементарного осознания отдельных фактов грамматики, что приводит к освоению грамматического строя языка, формированию способности к произвольному использованию в речи грамматических средств.

На глубинном уровне, нарушения синтаксиса, проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Нарушения синтаксических операций у детей с ОНР проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей.

Таким образом, дети с 3 уровнем развития речи имеют стойкие нарушения синтаксического строя речи. Овладение синтаксисом детьми с ОНР происходит в замедленном темпе.

 

Список литературы

  1. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н. С.Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б.Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. – 320 с.
  2. Ромусик, М.Н. Коррекция общего недоразвития речи: младший дошкольный возраст / М.Н. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 3. — С. 76-83.
  3. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

Шитая Татьяна Анатольевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №17» комбинированного вида
г. Орёл, Орловская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *