Способы и приемы активизации речи у неговорящих детей

Неговорящих детей становится все больше и эта проблема очень актуальна.

Развитие речи проходит следующие этапы: гуление, лепет, первые слова. Далее идет накопление активного словаря. Если же ребенок остановился в развитии на каком-либо этапе, пользуется жестами и не старается заговорить, то необходимо проконсультироваться с логопедом, а так же начать заниматься с ребенком самостоятельно.

Для получения высоких результатов в работе необходимо разработать индивидуальный маршрут образовательного процесса, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Для родителей нужно проводить консультации. Чтобы они не были голословными, необходимо запастись багажом методических пособий и материалов, раздать памятки. Повесить в кабинетах наглядные стенды.
Нужно создавать условия, чтобы у ребенка появилось желание подражать взрослому и произносить звукокомплексы. Вызывать больше эмоций у малыша помогут игры на расслабление.

Первое, чему ребенок подражает — это животные. Необходимо запастись методическим материалом, игрушками, а лучше выходить на экскурсии к дому, в зоопарк, в парк, в деревню. На прогулке обращать внимание на голоса животных, повторять их самому и просить повторить ребенка. Ситуация должна быть максимально наглядной. Дома желательно закрепить материал: посмотреть видео, послушать аудио-запись с голосами, полистать книги, найти знакомых животных, поиграть в игры. Многое зависит от того, насколько интересным и эмоциональным будет проведенное время. Также дети в этот период могут называть игрушки, предметы окружающие его. Важно, чтобы малыш произносил хотя бы часть слова, или издавал звуки, что и эти вещи. Не нужно требовать четкости произнесения слова! Это может усугубить ситуацию и привести к тому, что ребенок замкнется в себе и перестанет идти на контакт. Нужно всегда стараться поощрять его малейшие достижения.

Часто проводится дыхательная гимнастика: выдувают мыльные пузыри, задувают ватные шарики в ворота, сдувают семена одуванчика, нюхают цветы, задувают свечу, устраивают бурю в стакане с водой, пропевают звуки (ууу- воет волк, ааа- плачет девочка, иии- пищит мышка и др.)

Очень полезна логоритмика – связь движений, музыки и слов. Такие упражнения очень разнообразны и способствуют развитию чувства ритма, правильного дыхания, мелкой моторики, внимания, памяти, мимики и появлению речи.

Так же нужно проводить артикуляционную гимнастику. Ведь полноценная работа артикуляционного аппарата – условие для нормального становления речи. Работа должна быть ежедневной. Начинать следует с простых статических упражнений, а в дальнейшем усложнять их. Каждое движение имеет название, понятное для ребенка (конфетка, качели, часики, лопата и др.). С помощью движений языка, щек, губ можно рассказывать целые сказки, что очень нравится детям.

Все занятия с ребенком раннего возраста построены на игре. Игра – важнейшая деятельность малыша, удовлетворяющая его потребности в познании мира. Она несет ребенку массу впечатлений, воплощает самые невероятные фантазии, побуждает к деятельности, выражению эмоций, а соответственно и активизирует речь.

Для получения большего результата необходимо создать доверительные отношения между педагогом, родителем и ребенком. Обстановка должна быть максимально комфортна для малыша.

После того как у ребенка появились звукоподражания, необходимо обогащать словарный запас простыми словами. Повторять слова по слогам и «прохлопывать» их. Предлагать картинки с подписями, разбитыми на слоги.

Одновременное развитие мышления, памяти, воображения, мелкой моторики, непрерывность занятий, регулярное повторение на различном материале обязательно дадут результат и ребенок заговорит!

Жиганова Марина Александровна
учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.