Особенности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Аннотация: В статье рассматриваются особенности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, понятие словообразования.
Ключевые слова: словообразование прилагательных, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи III уровня.
На сегодняшний день прослеживается тенденция роста количества дошкольников с нарушениями речи, в ряду различных нарушений речи отдельно выделяется общее недоразвитие речи.
У детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речевой функции: общее звучание речи, словарный запас, слоговая структура слова, связная речь, грамматический строй.
В рамках грамматического строя особое место занимает словообразование.
Такие научные деятели, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др., в ходе исследований особенностей словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, отмечают, что процесс словообразования запаздывает, кроме того, наблюдается также качественное своеобразие данного процесса. Недостаточность процессов словообразования представляется стойким проявлением в рамках сложного дефекта речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.
Р.И. Лалаева отмечает, что среди форм словообразования прилагательных самыми усвоенными у детей с общим недоразвитием речи III уровня представляются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные [2].
Детьми с общим недоразвитием речи зачастую используется несколько вариантов словообразования. В значительном множестве случаев дети не различают и в восприятии речи верный и неверный варианты.
Среди окказиональных словообразований прилагательных выделяется следующий перечень недостатков:
- замена суффиксов;
- неверное использование суффикса вместе с отсутствием чередования;
- неверное употребление производной основы;
- применение прилагательного с другим лексическим смыслом, смежного по смыслу или по звуковому наполнению;
- нарушение чередования вследствие сохранения основы мотивирующего слова;
- употребление окказиональных суффиксов, нередко с искажением основы;
- наложение суффиксов;
- употребление укороченной формы прилагательного;
- нарушение акцентуации: использования ударения в том месте, где и в начальной форме слова [3].
Дошкольникам с ОНР III уровня часто сложно даже продублировать свой неологизм в измененных условиях. Это связано с тем, что у них не сформирована словообразовательная модель, словообразование носит рандомный характер, морфемы не имеют конкретного значения, нарушена и слуховая память.
А.В. Кроткова и Е.Н. Дроздова отмечают, что дети с общим недоразвитием речи III уровня используют при словообразовании малое количество суффиксов. Среди самых часто употребляемых суффиксов, выделяются следующие: –н–, –ов–, –ев– [1].
Дети с общим недоразвитием речи III уровня реже используют «привычные» неологизмы, так как недостаточность когнитивного развития определяет сложность усвоение детьми значений морфем языка, в результате чего становится невозможным комбинирование морфем с их точным значением в процессе овладения грамматическим строем речи. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не сформированы функции словообразования. Значительное количество неологизмов при словообразовании подтверждают, что рассматриваемый процесс у данных детей находится на этапе формирования.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в качестве наиболее стойких отмечаются ошибки при образовании и употреблении притяжательных и относительных прилагательных.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, сравнительной степени прилагательных и т.п.
Наиболее часто встречающимися ошибками в импрессивной речи являются:
- восприятие неправильного варианта прилагательного как правильного;
- определение неправильного варианта прилагательного, но при исправлении образование другого ненормативного слова, отказы от выполнения заданий в связи с незнанием правильного варианта [1].
Специфическими ошибками при побуждении дошкольников к самостоятельному образованию производных имен прилагательных от существительных с помощью суффиксации являются лексические замены.
Дошкольникам с ОНР III уровня сложно выделить правильное мотивирующее слово. Например, на вопрос: «Если вечером на улице дождь, то как можно назвать такой вечер Какой он?», ребенок отвечает: «Мокрый».
Таким образом, дошкольникам с общим недоразвитием речи III уровня в недостаточной степени доступен процесс словообразования прилагательных. Данный процесс у этих детей находится на этапе формирования. Наблюдаются сложности в образовании относительных и притяжательных прилагательных, а также ограниченное количество суффиксов, используемых в рамках словообразования прилагательных.
Литература:
- Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед. -2004,- № 1, с. 26-34
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: метод. пособие / Т.Б.Филичева, В. Соболева. – М.: Эксмо, 2015. – 122 с.
Михайлюк Ангелина Вячеславовна
cтудентка СТГМУ
Ставропольский край, город Ставрополь