Особенности воспитания ребенка дошкольника с ринолалией

Хотелось бы обратить внимание на воспитание ребенка воспитателями ДОУ и родителей имеющих детей с ТНР (с тяжелым нарушением речи), как «Ринолалия», что же это такое, что за речевое нарушении, и как с таким нарушение воспитывать ребенка? И как же данное речевое нарушение влияет на психическое и эмоциональное состояние родителей и детей? Как найти воспитателям контакт с таким ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи, как ринолалия?

На все эти вопросы вы увидите ответы ниже, приведенные как из личной практики, так и из научных источников, начнем конечно же мы с определения, что же такое «Ринолалия?»

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия характеризуется наличием назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. По состоянию психического развития дети с ринолалией составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с ЗПР, с олигофренией (разной степени). У детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость, (важно для родителей!!!) это если с ребенком не занимаются родители и специалисты, если с ребенком проводится длительная работа родителей со специалистами ребенок не так «остро и эмоционально» реагирует на свой дефект, « он его уже знает» и старается научится правильно говорить с данным нарушением.

Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости.

Реакция семьи на появление на свет ребенка с таким заметным пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто безосновательно обвиняют себя в случившемся, ищут причины в состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на активном участии в комплексном медико-логопедическом процессе нормализации физического и речевого развития ребенка. Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации.

Поскольку при ринолалии требуются операции, то следует получить консультацию всех специалистов, занимающихся данной проблемой. Нельзя затягивать с хирургическим вмешательством, т. к. период восстановления – довольно долгий процесс. Ребенок, несмотря ни на что должен общаться, развиваться, поэтому родителям следует четко выполнять все инструкции, полученные от логопеда, психолога, невролога, хирурга (и других специалистов).

Важно для воспитателей ДОУ!!!

Повседневная обязанность воспитателей ДОУ — поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций детей с ринолалией, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно поддерживать любые попытки беседы с ребенком, создавать тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т. п.; развивать зрительное внимание. Очень полезны звукоподражательные игры. Нужно быть внимательным к тому, что «произносит» ребенок и показывать ему, что Вы понимаете его речь и всячески поддерживать речевую активность. Заучивать с ребенком небольшие стихотворения для утренника или праздника, разбирая его по предложениям, с интонацией и выражением, и давать возможность выступить на детском празднике, помогая ребенку, проговаривать слова.

В семье ребенок должен чувствовать то, что он дорог, что его любят и принимают таким, какой он есть. Родители должны помнить, что только специалист, занимающийся с ребенком может применять на практике упражнения для развития речи, для усовершенствования просодики и т. д. Он же даст совет родителям на выполнение того или иного задания. Ни в коем случае нельзя экспериментировать, потому что при неудачной попытке выполнить какое-либо упражнение ребенок может сильно разочароваться и замкнуться в себе, что абсолютно недопустимо.

Семья и воспитатели ДОУ должны быть вовлечены в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, использовать аудиозаписи их речи, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах их психического развития. В настоящее время во всем мире активно поддерживается идея партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка с врожденным дефектом развития.

Киселева Татьяна Михайловна
воспитатель, МК ДОУ «Покровский детский сад»
г. Каменск-Уральский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.