Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Аннотация: В статье рассматривается характеристика дизартрии как нарушения звукопроизносительной стороны речи, а также на основе анализа ряда источников психолого-педагогической и методической литературы и проведённой опытно-экспериментальной работы раскрываются особенности звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. 

Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, фонематические процессы, старшие дошкольники.

Изучение особенностей звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является одним из факторов, оказывающих непосредственное влияние на возникновение социальных контактов, взаимодействия с окружающими людьми у ребенка [3].

Л.И. Белякова под термином «дизартрия» обозначает расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока [1].

Также она отмечает, что в реализации звукопроизносительной стороны речи участвуют периферический и центральный отделы речепроизводства [1].

Поэтому звукопроизношение страдает чаще всего у детей с дизартрией.

Как показали исследования, в современном обществе детей с заключением дизартрия с каждым годом становится все больше.

Е.Н. Винарская пишет, что из-за возникающих при дизартрии артикуляционных нарушений затруднено формирование кинестезий, необходимых для формирования правильного звукопроизношения, а это, в свою очередь, приводит к недоразвитию фонематических процессов. Это негативно влияет на развитие ребенка, в частности на его нервно-психическую деятельность [2].

В связи с актуальностью данной проблемы на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 307 г. Челябинска» была проведена опытно-экспериментальная работа, посвящённая исследованию особенностей звукопроизносительной стороны речи старших дошкольников  с дизартрией. В исследовании приняла участие старшая группа детского сада: экспериментальная группа детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

Для реализации поставленной цели были подобраны диагностические методики и специальные технологии, позволяющие наиболее точно изучить особенности звукопроизносительной стороны речи.

Целью первого задания являлось определение состояния артикуляционной моторики через обследование речевого аппарата [4]. Анализ результатов позволяет выделить ряд особенностей у детей экспериментальной группы: при выполнении артикуляционной гимнастики у многих отмечались проявления плохо развитых речевых органов. Дети с данной проблемой не могли качественно выполнить упражнения.

Второе задание состояло в обследовании мимической моторики старших дошкольников [4]. В целом, данное обследование у старших дошкольников с дизартрией прошло успешно. И многие дети справились с заданиями очень хорошо. Движения выполнялись быстро, правильно, чётко по словесной инструкции и без использования образца.

Цель третьего задания состояла в изучении состояния звукопроизношения через обследование произношения изолированных звуков, а также в составе слов (в начале, середине, конце) и предложений [5]. Качественный анализ результатов обследования старших дошкольников с дизартрией позволил выделить следующие особенности: при изолированном произношении у большинства детей наблюдалось меньше нарушений звукопроизношения, в то время как при произношении звуков в словах и предложениях у многих были выявлены пропуски, замены и искажения полиморфного характера не зависимо от позиции звука в слове.

Целью четвёртого задания являлось изучение фонематических процессов старших дошкольников через обследование восприятия и воспроизведения ритмов, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза [4], а также фонематических представлений [5]. Качественный анализ результатов выявил следующие особенности фонематических процессов у детей с дизартрией: большинство детей воспроизвели простые ритмы только после трёх прослушиваний и не смогли повторить сложные ритмы. Наибольшее затруднение у детей с дизартрией вызвали пробы на звуко-слоговой анализ.

Проведя первичную диагностику детей экспериментальной группы, можно выявить следующие особенности звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией: нарушение артикуляции; множественные искажения и замены звуков как в изолированном состоянии, так и в составе слов и предложений; наличие различного рода фонематических расстройств: трудности в воспроизведении простых и сложных ритмов, большое количество ошибок в различении слов, близких по звуковому составу, нахождении асемантичных звукосочетаний, воспроизведении слогов и слов с оппозиционными звуками, множественные ошибки в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, недостаточный уровень развития фонематических представлений.

Таким образом, недостаточная иннервация мышц речевого аппарата у детей с дизартрией действительно создаёт предпосылки для сужения и ограничения объёма, чёткости и темпа выполняемых артикуляционных движений, что приводит к своеобразным нарушениям звукопроизношения и фонематических процессов.

Список источников:

  1. Белякова, Л.И. Дизартрия: учебное пособие для вузов / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова.- М.: Владос, 2013.- 287 с.
  2. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская.- М.: Астрель, 2006.- 141 с.
  3. Волкова Л.С. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи / Л.С. Волкова.- М.: Владос, 2006.- 303 с.
  4. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. — М.: Школьная пресса, 2007. — 48 с.
  5. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

Вязьмова Анна Павловна
магистрант 1-го года обучения ЮУрГГПУ 
г. Челябинск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *