Взаимосвязь учителя-дефектолога и инструктора по ЛФК в реабилитации детей с ДЦП
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий взаимодействия специалистов и воспитателя в обучении и воспитании, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей c ДЦП.
Организация работы по взаимодействию основана на:
- создание системы непрерывного обучения, которое обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка;
- создание условий, благоприятных для эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;
- развитие ведущей деятельности дошкольника – игровой.
А как же происходит взаимодействие между учителем – дефектологом и инструктором по ЛФК? Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. В группе соблюдается строгий ортопедический режим:
- ношение ортопедической обуви с использованием супинаторов;
- ношение реклинаторов;
- ношение ортопедических воротников (по показаниям);
- использование корсетов;
- использование ходунков, инвалидных колясок;
В течение дня проводится ортопедическая коррекция:
- гипсование;
- гипсовые лангеты;
- специальные укладки;
- лечебная гимнастика по индивидуальным комплексам.
Перед индивидуальными занятиями с детьми учитель – дефектолог и инструктор по ЛФК обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков.
Каждое занятие начинается с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, пальчиковая гимнастика.
Для снижения тонуса мышц используются приемы Фелпса. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев. Ощущение расслабления буде более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно.
Одновременно с расслаблением происходит воспитание «чувства мышцы». Рекомендуется при проведении упражнений использовать спокойную, медленную музыку.
Также полезно ребенку делать массаж. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.
Детям с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В.Коноваленко.
Особенно важна пальчиковая гимнастика. Сначала рекомендуется выполнять более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.
Легко понять стремление родителей подобрать для своих детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, эффективную методику развития. В наши дни одним из наиболее популярных, но пока недостаточно используемых направлений работы с такими детьми является кондуктивная педагогика.
Кондуктивная Педагогика-это целостный педагогический метод, позволяющий детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата улучшить свое состояние, повысить жизненную активность.
Этот метод направлен на целостное развитие личности ребенка. На занятиях дети учатся взаимодействовать в коллективе, учатся ждать, равняются друг на друга, соревнуются, помогают друг другу. Также они осваивают новые навыки самостоятельности, самообслуживания.
Родители принимают активное участие на занятиях и осваивают новые навыки и приемы, помогающие облегчить уход за ребенком.
Очень важно. что занятия происходят в непринужденной, свободной атмосфере, когда ребенок во время игры осваивает жизненно необходимые навыки самообслуживания и самостоятельности, которые он сможет применить в повседневной жизни.
На занятиях используется специальная мебель, которая очень простая, но позволяет развить самостоятельность детей.
Легко понять стремление родителей подобрать для своих детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, эффективную методику развития. В наши дни одним из наиболее популярных, но пока недостаточно используемых направлений работы с такими детьми является кондуктивная педагогика.
Автор кондуктивной педагогики — венгерский врач, доктор медицины А. Петё, гениально соединивший высокую квалификацию медика с опытом педагога. Очень рано Петё пришел к выводу, что положительные результаты дают не столько терапевтические методы, сколько, с одной стороны, целостный подход к развитию ребенка с опорой на его собственную активность, а с другой — воздействие на него привычной окружающей среды.
Родители принимают активное участие на занятиях и осваивают новые навыки и приемы, помогающие облегчить уход за ребенком.
Очень важно, что занятия происходят в непринужденной, свободной атмосфере, когда ребенок во время игры осваивает жизненно необходимые навыки самообслуживания и самостоятельности, которые он сможет применить в повседневной жизни.
На занятиях используется специальная мебель, которая очень простая, но позволяет развить самостоятельность детей.
Этот метод позволяет ребенку активнее включаться в жизненный процесс и получать радость от этого.
Мебель и специальные приспособления
Мебель устроена и расставлена таким образом, чтобы детям было удобно заниматься.
Ортопедические кровати изготавливают из легкого и эластичного дуба или бука с тщательно отшлифованной поверхностью. Внешне они напоминают деревянную тахту на высоких ножках и выполняют функции стола, рабочего места, а ночью, накрытые матрасом и одеялом, служат кроватями. Поверхность кровати со¬стоит из планок с закругленными краями, которые призваны активизировать у детей хватательные рефлексы.
Ортопедическую кровать можно откинуть вверх, при этом высвобождается пространство для выполнения различных упражнений. Для того чтобы приспособить ортопедическую кровать к индивидуальным потребностям ребенка, ее можно поднять вверх на одно или несколько делений с помощью железных или деревянных колодок, которые надеваются на кровать, как галоши.
Стулья с перекладинами на спинке. По сути своей это обычные стулья разного размера, их отличает только спускающаяся до пола спинка с перекладинами в виде лесенки. Стул с перекладинами на спинке используется как сиденье, а также как вспомогательное средство при вставании и ходьбе, поскольку ребенок может толкать стул перед собой, используя его в качестве опоры [Schellenberger D., S. 21]. Отсутствие подлокотников призвано развивать в детях чувство равновесия.
Скамейки для ног поддерживают ребенка при сидении и служат опорой для ног. Для того чтобы указать ребенку правильное положение ног, к некоторым скамейкам приклеены следы ступней.
Брусья для ходьбы. В каждой группе имеются одни брусья для ходьбы, которые до начала упражнений в собранном виде стоят у стены. При усложнении индивидуальной программы, обучении ходьбе между брусьями кладут лесенку или деревянный брус, чтобы обеспечить детям упражнения разной степени сложности. Для развития осязательных навыков используется ящик-дорожка, наполненный гравием. Чтобы развить у детей чувство равновесия, вместо брусьев могут натягивать параллельно две веревки.
В тех случаях, когда нужно пробудить у ребенка интерес к ходьбе, брусья увешивают пестрыми шнурками, платками, зеркальцами или погремушками; сбоку от них выставляют ведерки, которые нужно наполнить, например, пластмассовыми морковками.
Шведские стенки. В сочетании с придвинутой к ней ортопедической кроватью и закрепленной между перекладинами на уровне головы игрушкой, они служат для того, чтобы ребенок, держась руками за перекладины, карабкался вверх (рис. 3). Перекладины не¬которых шведских стенок и стульев раскрашены в разные цвета. (Некоторые образцы специальной мебели см. в Приложении 3.)
Вспомогательные средства для поддержки движения
Резиновые кольца. Их закрепляют между планками ортопедической кровати. Кольца придают ребенку уверенность, развивают хватательные навыки, а также способность удерживать одну руку, когда другую он использует для еды или для рисования.
Обруч хула-хуп. Обруч, поднятый ребенком на высоту бедер, придает ему уверенность при стоянии и ходьбе.
Ванеева Людмила Леонидовна
учитель-дефектолог, Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3 Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
г. Чебоксары, Чувашская Республика