Отношения между родителями и детьми дошкольного возраста в условиях самоизоляции

В условиях самоизоляции трудно удержать баланс в детско-родительских отношениях, а особенно тем родителям, у которых растут дошкольники. Жизнь многих родителей, чьи дети еще не ходят в школу, и так мало чем отличается от самоизоляции. Родители проводят дома кучу времени, пытаясь развлечь настойчивого трех- или пятилетку. В данных методических рекомендациях мы хотим поделиться знаниями, чем родителям занять ребенка, как реагировать на то, что он капризничает, и как освободить время на себя в условиях 24/7. 

Первое, что мы делаем – это не доводим до предела.

Работаем на опережение и не доводим до капризов. Основная причина – столкновение интересов. Ребенок хочет одного, а мама требует другого, и начинается перетягивание каната. Бросьте канат: вы взрослый, которому не надо доказывать авторитет, статус и значимость. Перед вами маленький ребенок, который не находит выхода. У каприза всегда есть объективная причина: усталость, погода, болезнь, недостаток общения, неадекватные воспитательные воздействия, возбуждающая среда, духота и миллион разных поводов. Возьмите паузу, эмоционально отстранитесь от ситуации, и вы быстро поймете, в чем причина каприза, а значит, что нужно делать.

Поберегите себя! Лучше лишний раз разрешить ребенку исследовательскую деятельность, чем яростно отстаивать чистоту квартиры и жесткость правил. 

Не пренебрегайте режимом. Основное условие здоровой психики – режим, когда нервная система  малыша точно знает время приема пищи, гигиенических процедур, дневного сна, зарядки и время прогулок.

Также остановить капризы могут и множество микросредств: отвлечь, организовать занятие, подвигаться, попить водички или включить песенку. Но хит-парад возглавляет игра! Если вы начнете превращаться в героя сказки или персонажа из жизни (врач, спасатель, директор зоопарка или водитель подводной лодки) и пригласите в эту игру ребенка (превращением волшебной палочки или другим игровым атрибутом), то любой каприз сразу прекратится. Конечно, от вас потребуются эмоциональные затраты, вы должны поверить в игровое чудо и прожить его по-настоящему! Но сравните эмоциональные затраты на игру и на то, чтобы справиться с детской истерикой. Игра того стоит!

А еще обратитесь за похвалой к близким: в ситуации 24/7 надо повышать ресурсы! К мужу, старшим детям, бабушке – пусть похвалят вас, расскажут, какая вы замечательная мама. Похвалите себя сами, причем в присутствии ребенка 

Второе: счастливая мать – счастливые дети!

Банальный, но верный лозунг. Поэтому у родителя должно быть время на себя. Конечно, можно чем-то заняться во время дневного сна ребенка или попозже лечь спать, выкроив время для собственных интересов, но сном лучше не жертвовать: это обернется раздражением и накапливающейся усталостью. Поэтому в первую очередь меняем отношение к проблеме. Отпустите чувство вины по поводу того, что вы не испытываете бесконечную радость от общения с ребенком: это естественно. У каждого человека, помимо потребности в общении, любви и заботе, есть другие желания и интересы. Если ребенок постарше, то хорошим тоном будет мамина заявка о праве на пару часов персонального времени. Обязательно объясните ребенку, когда вы сможете поиграть с ним. Такая заявка будет еще успешнее, если до этого вы активно взаимодействовали с ребенком и внутренне уверены, что имеете право на собственное время. Когда родитель убежден в своей правоте, ребенок его слышит. Если вы мучаетесь чувством вины, то ребенок сразу почувствует слабину.

Давайте ребенку домашние поручения, и, пока он, например, режет салат (с помощью пластикового ножа это доступно даже дошкольнику), займитесь собой. А потом похвалите юного повара и не забудьте презентовать произведение кулинарного искусства всем членам семьи.

Приобщайте ребенка к своим хобби. Возможно, вместе вы сможете и реализовать свои задачи, и поддержать его активность. Самое подходящее внутреннее состояние для общения с детьми – «Мы вместе открываем мир!». Посмотрите на мир глазами ребенка, и каждое ваше впечатление будет умножаться. Пробуйте новые виды активности: тазик с подкрашенной водой, кастрюлька с разноцветными макаронами, горшок с рассадой.

Вот несколько идей с помощью подручных материалов вы можете развлечь ребенка, даже если ему надоели все игрушки:

  • Борьба сумо.С помощью папиной футболки и подушек можно устроить сражение. В большую футболку помещаются маленькие дети и мягкие подушки. Чем шире окажутся бойцы в обхвате, тем безопаснее поединок.
  • Рисование на бутербродах. Радугу на тостах и делать, и есть очень весело. Ингредиенты: хлеб, сгущеное молоко, пищевой краситель. Несколько капель краски растворите в сгущенке, разрисуйте хлеб чистыми кисточками. Приятного аппетита.
  • Игры с разноцветным рисом. Ингредиенты: рис, белый уксус, пищевые красители, чистые пакеты. Разведите красители в небольшом количестве уксуса. Положите горсть риса в полиэтиленовый пакет, вылейте туда краску, плотно завяжите и перемешайте рис, чтобы прокрасить всю крупу. Детям, кстати, нравится и сам процесс перемешивания, когда можно вдоволь крутить и тискать пакетик, и результат. Прокрашенный рис нужно просушить и использовать для картинок, аппликаций и всевозможных поделок.
  • Масса для лепки своими руками. Сделать массу можно за пару минут, а развлекаться с ней дети будут часами. Понадобятся: клей ПВА (240 мл); борнокислый натрий, также известен под названием «бура», продается в хозяйственных магазинах и в отделах для садоводов (чайная ложка); вода и пищевые красители. Перемешайте в миске клей с водой, добавьте несколько капель красителя. Растворите буру в половине стакана теплой воды и влейте раствор в цветной клей, продолжая размешивать массу. Когда масса загустеет и станет тянуться, помешайте ее руками, как тесто, и через несколько минут у вас в руках окажется пластичная масса, которая не липнет к поверхностям и не пахнет! Из нее можно даже надувать пузыри.
  • Настольные игры с печеньем. Купите двухцветное печенье, шоколадное с одной стороны и ванильное с другой. Сделайте доску для игры: наклейте полоски цветной липкой ленты на квадратную основу. Чем старше дети, тем больше ячеек можно включать в игру. Используйте печенье вместо фишек для игры в реверси. Обычные шашки тоже можно заменить зефиром или печеньем. После игры фишки можно съесть.
  • Домик для кукол своими руками. Один день делаем — неделю играем! Набор для архитектурного творчества: обувные коробки, скотч, бумага для папье-маше, бумага для скрапбукинга или обои, краски, канцелярский клей, газеты. Вставьте обувные коробки друг в друга под углом 90 градусов. Из двух коробок получится один угол дома и один этаж. Конструкцию можно делать любой, в зависимости от полета фантазии. Скрепите коробки между собой скотчем. А дальше у кого какая фантазия.
  • Пластиковые шары и малярный скотч: активные игры дома. Пластиковые шарики и стаканчики можно использовать для активных игр дома. Нанесите малярным скотчем разметку на пол или на ковер, чтобы определить границы игр. С помощью таких нехитрых средств можно: сыграть в классики, а пластиковая чашечка выступит в роли шайбы; нарисовать на полу мишень, выигрывать будет тот, чей шарик закатится ближе к центру; устроить соревнования по прыжкам в длину, отмечая рекорды полосочками скотча и т.д.
  • Наклейки своими руками. Рисование будет увлекательным, если превратить рисунки в наклейки. Для этого нужно просто дать детям самоклеящуюся бумагу вместо обычного альбома. Развиваем воображение и мелкую моторику. Вот такие идеи провести приятно время со своим ребенком.

Рекомендации для родителей по организации учебной деятельности и досуга младших школьников в домашних условиях

Введение карантина из-за распространения коронавирусной инфекции, ситуация самоизоляции и временного перехода на дистанционную форму обучения всех школьников не может не вызывать стресс как у взрослых, так и у детей. Это связано с тем, что люди оказались в совершенно новых ситуациях, с которыми ранее не сталкивались. А адаптация к таким условиям всегда требует времени.

Родители постоянно решают множество самых различных задач, а во время карантина и периода вынужденной самоизоляции  у них возрастает организационная и психологическая нагрузка, в том числе ответственность за качество дистанционного обучения ребенка и организацию досуга ребенка дома.  В сложившейся ситуации родителям и близким ребенка важно постараться  самим сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния родителей и близких.

Как родители могут помочь организовать  учебную деятельность и досуг младших школьников  в домашних условиях:

  • Первое необходимое условие, помогающее поддерживать  ощущение стабильности у детей – это сохранение распорядка и соблюдения режима дня. Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
    Родителям рекомендуется поднимать ребенка примерно в то же время, что и обычно. Режим дня для детей необходимо оставить прежним: дети встали, позавтракали, сделали утренние процедуры и приступили к запланированной деятельности.
  • Ученики начальных классов не всегда чувствуют время и не умеют его планировать. Родители могут помочь ребенку составить план на каждый день, проговорив с ним накануне вечером план на завтра.
    Для наглядности запланированных дел родителям совместно с младшими школьниками можно составить четкое расписание на каждый день с распределением времени на учебу и свободное время, не забывая про творчество и спорт. Можно составить табличку с расписанием, когда напротив выполненного дела ребенок сам ставит галочку. Оформление такого расписания дети с удовольствием возьмут на себя, проявив творчество.
  • Очень важно, чтобы у ребенка при обучении были на виду, перед глазами часы или будильник (таймер), которые бы фиксировали  окончание запланированного периода.
  • Выполнение заданий и изучение новой информации полезно разбивать на интервалы по 15-20 мин. А между ними обязательно делать небольшие перерывы, во время которых ребенок может заниматься делами по своему усмотрению. Детям важно переключиться с одного урока на другой, отдохнуть, побегать.
  • В конце каждого дня обсуждайте с ребенком, что получилось, а что пока нет.  В этом как раз поможет составленное расписание.
  • Обучение младших школьников в дистанционном режиме потребует от родителей больше помощи детям, чем обычно. Без  поддержки со стороны родителей младшие школьники могут и растеряться.
  • Старайтесь первое время контролировать и наблюдать за работой ребенка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета.
  • Для продуктивности учебного процесса в домашней обстановке очень важна организация рабочего места и комфортная среда во время уроков. Все, что нужно ребенку для занятий  должно быть в зоне доступности руки, в то время как все, что может отвлекать ребенка должно быть вне рабочей зоны (домашние животные, работающий телевизор, мобильный телефон и другие гаджеты).
  • Для обучения можно использовать как рекомендованные учителем и администрацией школы интернет-ресурсы, так и самостоятельные обучающие платформы.  Для детей начальных классов предполагаются игровые и мультимедиа-насыщенные занятия, которые увлекательны для детей этого возраста.
  • Выполнение домашних занятий и обучение можно превратить в увлекательную игру для всей семьи. Выполнение заданий по устным предметам – повод для обсуждений, бесед, игр с ребенком.
  • Обязательно контролируйте время работы ребенка за компьютером. Время непрерывной работы за компьютером для младших школьников не должно превышать 15 мин. Поэтому необходимо устраивать перерывы каждые 15 мин. Очень полезна детям гимнастика для глаз, которая снижает напряжение в мышцах.
    Сложившаяся ситуации приводит к тому, что ребенок и учится за компьютером, и  играет, общается, занимается творчеством, смотрит фильмы и мультики. Каждому родителю, исходя из ситуации в семье, стоит подумать о том, чтобы включать в режим дня детей другие виды активности, кроме компьютера.
  • Важно уделять время физической активности. В условиях карантина ребенок определенно будет меньше двигаться. Родителям необходимо обращать внимание на то, чтобы чередовать статическую и физическую активность.  Восполнить двигательную активность можно с помощью зарядки, выполняя  различные упражнения. Очень хорошо это выполнять совместно родителям с детьми. Также можно рекомендовать для двигательной активности устраивать домашний танцевальный конкурс или марафон, в котором могут участвовать все члены семьи. По возможности детям нужно освободить пространство для двигательной активности.
  • Занятия творческой деятельностью положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Свободное время дети могут проводить за рисованием, раскрашиванием, лепкой, конструированием и тем, что больше нравится ребенку.
  • Не забывайте отводить время и на самостоятельную деятельность детей. Это то время, когда они самостоятельно могут выбрать занятие по душе либо  будут просто отдыхать.
  • Ситуация вынужденной самоизоляции – это отличная  возможность для совместного досуга и деятельности родителей с детьми. Вовлекайте детей в соответствующие возрасту домашние мероприятия: приготовление какого-либо блюда, обеда, наведение порядка в комнате, разбор вещей либо игрушек и др. Свободное время можно проводить с детьми за играми в настольные и развивающие игры, за просмотром добрых семейных мультфильмов и фильмов.

Уважаемые родители, помните, что нет ничего дороже совместных воспоминаний, которые остаются с каждым человеком! Окружите своих детей заботой и поддержкой для адаптации к новым условиям!

Дзисюк Виктория Фаритовна
учитель-логопед, МБУ ЦППМиСП №9
г. Красноярск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *