Памятка родителям по обучению детей грамоте
К концу учебного года дети должны уметь следующее:
- составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного;
- уметь определять количество слогов в слове, ударный слог;
- определять количество слов в предложении и их порядок;
- знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, названия рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы);
- знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).
- владеть навыками письма и чтения (печатания букв, слогов, слов и коротких предложений )
- владеть первоначальными навыками звукового анализа и синтеза
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]..
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль