Сценарий образовательной ситуации в подготовительной логопедической группе по теме «Олимпиада»
Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Зимние Олимпийские игры»
Цель: Активизация словарного запаса по теме спорт.
Задачи:
- Образовательные:
• формировать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие;
• закрепить умения подбирать определения к существительным;
• формировать умение вести диалог;
• систематизация и обобщение знаний о зимних видах спорта. - Развивающие:
• Развивать мыслительные операции логическое мышление, память, внимание, воображение. - Воспитательные
• Формировать у детей чувство патриотизма, любви к Родине;
• продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата.
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.
Предварительная работа
- знакомство с олимпийскими играми, видами спорта, спортивными профессиями.
Материалы к занятию:
Демонстрационные:
- Видеописьмо фотографа
- Карточки обозначающие виды спорта
- Слайды к занятию
Раздаточные:
- «Билеты» на самолет (слова для чтения)
- Конверты с заданиями «Найди слова родственники»
- Схемы слов
Сценарий образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Цель: Создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- Обращение к личному опыту детей;
- Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
— Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.
— Какое важное событие сейчас происходит в мире? (Зимняя Олимпиада)
— Вы знаете, что такое Олимпиада? ( Олимпиада-это главные соревнования спортсменов.) ( Это соревнования в различных видах спорта.) ( Это когда соревнуются разные спортсмены.)
— Где сейчас проходит Олимпиада? (В России, в городе Сочи)
-Какие зимние виды спорта вы знаете? ( Биатлон.) (Фигурное катание.) (Санный спорт.) (Кёрлинг.) (Лыжный спорт.) (Хоккей.) (Конькобежный.) (Сноуборд.)
— Ребята, я сегодня по электронной почте получила письмо от фотокорреспондента из города Сочи. Сейчас я его вам зачитаю.
«Дорогие ребята, я сделал очень много красивейших снимков с участием наших спортсменов, но не могу разместить их ни в одном журнале, газете или интернет сайте, т.к. не успеваю сделать подпись к ним. Помогите пожалуйста, приезжайте скорее.»
— Дети, вы хотите помочь корреспонденту? (Хотим)
— Вы сможете это сделать? (Сможем)
— Как вы думаете, надо помочь корреспонденту? (Надо) Почему? (т.к. никто не увидит фотографий с Олимпиады)
2. Актуализация знаний
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализировать знания детей о зимних видах спорта, спортивных профессиях.
- закреплять умения в словообразовании существительных с помощью суффиксов.
- совершенствовать умение подбирать определения к существительным.
- развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
— Как вы думаете, на чем мы можем добраться до города Сочи? ( На поезде, корабле, самолете?)
— Ой, ребята в конверте оказались билеты на самолет. Возьмите их и занимайте места в салоне.
Д/и «Подбери схему к слову»
Детям раздаются слова (билетики), они должны занять места в салоне самолета согласно звуковым схемам слов (сани, зима, ком, эхо, мох, сын, стук, ива, ваза).
Д/и «Назови спортсмена»
Педагог предлагает детям вспомнить спортсменов, которые занимаются зимними видами спорта, предлагая им существительное-основу. (хоккей-хоккеист, лыжи-лыжник, биатлон-биатлонист, фигурное катание-фигурист, коньки-конькобежец, сноуборд-сноубордист)
Д/и «Каким должен быть спортсмен»
Педагог предлагает назвать основные качества спортсмена (Сильный, ловкий смелый, умный, терпеливый, быстрый)
3. Затруднение в ситуации
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причин затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности
- самостоятельная фиксация затруднения в речи
- выявления и фиксирование в речи причины затруднения
— Ребята, мы приземляемся в аэропорту города Сочи. Посмотрите, кто нас встречает. (Входит фотокорреспондент).
Ф/к: Здравствуйте дети, как я рад, что вы приехали. Вы мне поможете? (Да)
Тогда пройдем в мою фотомастерскую.
-Я сделал очень много фотоснимков, я оставлю их вам и вы их назовете, а я должен торопиться сделать новые фотографии. (уходит)
— Посмотрите на эту фотографию, как ее правильно назвать? (Лыжник, лыжница, биатлонист, человек, спортсмен).
— Ноне все спортсмены участвуют в этих соревнованиях.
— Ребята, что мы можем сделать, если не знаем какое-то слово? (Спросить у взрослого, посмотреть в интернете, прочитать в книге)
4. Открытие нового знания
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
Требования:
- Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;
- Фиксация нового знания в речи;
- Создание ситуации успеха.
— Я предлагаю вам вспомнить, как называется гора на которой прошли первые соревнования спортсменов. (Олимп)
— Как называют эти соревнования? (Олимпиада)
-Как называется факел, который зажигают в начале соревнований.(Олимпийский)
— Как называется спортсмен, который участвует в этих соревнованиях (Олимпиец)
— Давайте произнесем слова, которые мы сейчас назвали (Олимп, Олимпиада, Олимпийский, Олимпиец)
— Как называются слова произношение и значение, которых схоже. (Слова родственники)
Динамическая пауза: На берегу какого моря находится город сочи. (Черное море). Дети выполняют движения под музыку «Море волнуется раз». По окончании музыки педагог показывает карточку с изображением вида спорта, дети выполняют движения соответствующие данному виду спорта. В завершении физкультминутки дети сами загадывают вид спорта и застывают в выбранной позе – остальные отгадывают какой вид спорта загадал ребенок.
5. Введение нового знания в систему знаний
Цель: формирование у детей умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
Требования:
- соответствие используемых игр и упражнений общей сюжетной линии
- выполнение заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным
- индивидуальные затруднения в играх
- ситуация успеха в совместной деятельности
— Давайте посмотрим, какие еще фотографии дал нам фотограф. (Педагог предлагает детям картинки с однокоренными словами, дети образуют слова: (Дети работают в парах)
- лыжи – лыжник, лыжня, лыжный, лыжница.
- сани – саночки, санный, санки.
- снег – снежный, снежок, снежинки, снегирь, снеговик, снегурка, заснеженный.
- зима – зимний, зимующий, зимовье, зимородок, зимовать.
Ф/к: Спасибо, вам ребята, вы мне так помогли. Теперь я смогу напечатать свои фотографии в журналах и газетах. До свидания.
— Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Самолет нас ждет.
Д/и «Загадки»
На экране изображения (медаль, пьедестал, кольца, золото)
6. Итог
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
Требования
- организация анализа детской деятельности
- фиксирование детьми достижений «детской цели»
- фиксация нового знания или способа действия в речи
- определение выполнения взрослой цели
- создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела
Дети возвращаются в детский сад их встречает воспитатель
Воспитатель: Ребята, где вы были? Что вы там видели? Чему научились? Почему вы это смогли сделать?
Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль