Сценарий образовательной ситуации в подготовительной логопедической группе по теме «Олимпиада»

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Зимние Олимпийские игры»
Цель: Активизация словарного запаса по теме спорт.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • формировать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие;
    • закрепить умения подбирать определения к существительным;
    • формировать умение вести диалог;
    • систематизация и обобщение знаний о зимних видах спорта.
  2. Развивающие:
    • Развивать мыслительные операции логическое мышление, память, внимание, воображение.
  3. Воспитательные
    • Формировать у детей чувство патриотизма, любви к Родине;
    • продолжать развивать чувство сопереживания, взаимопомощи, радости от полученного результата.
    • воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Предварительная работа

  • знакомство с олимпийскими играми, видами спорта, спортивными профессиями.

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

  • Видеописьмо фотографа
  • Карточки обозначающие виды спорта
  • Слайды к занятию

Раздаточные:

  • «Билеты» на самолет (слова для чтения)
  • Конверты с заданиями «Найди слова родственники»
  • Схемы слов

Сценарий образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Цель: Создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

  • Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей:
— Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.
— Какое важное событие сейчас происходит в мире? (Зимняя Олимпиада)
— Вы знаете, что такое Олимпиада? ( Олимпиада-это главные соревнования спортсменов.) ( Это соревнования в различных видах спорта.) ( Это когда соревнуются разные спортсмены.)
— Где сейчас проходит Олимпиада? (В России, в городе Сочи)
-Какие зимние виды спорта вы знаете? ( Биатлон.) (Фигурное катание.) (Санный спорт.) (Кёрлинг.) (Лыжный спорт.) (Хоккей.) (Конькобежный.) (Сноуборд.)
— Ребята, я сегодня по электронной почте получила письмо от фотокорреспондента из города Сочи. Сейчас я его вам зачитаю.
«Дорогие ребята, я сделал очень много красивейших снимков с участием наших спортсменов, но не могу разместить их ни в одном журнале, газете или интернет сайте, т.к. не успеваю сделать подпись к ним. Помогите пожалуйста, приезжайте скорее.»
— Дети, вы хотите помочь корреспонденту? (Хотим)
— Вы сможете это сделать? (Сможем)
— Как вы думаете, надо помочь корреспонденту? (Надо) Почему? (т.к. никто не увидит фотографий с Олимпиады)

2. Актуализация знаний

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • актуализировать знания детей о зимних видах спорта, спортивных профессиях.
  • закреплять умения в словообразовании существительных с помощью суффиксов.
  • совершенствовать умение подбирать определения к существительным.
  • развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

— Как вы думаете, на чем мы можем добраться до города Сочи? ( На поезде, корабле, самолете?)
— Ой, ребята в конверте оказались билеты на самолет. Возьмите их и занимайте места в салоне.
Д/и «Подбери схему к слову»
Детям раздаются слова (билетики), они должны занять места в салоне самолета согласно звуковым схемам слов (сани, зима, ком, эхо, мох, сын, стук, ива, ваза).
Д/и «Назови спортсмена»
Педагог предлагает детям вспомнить спортсменов, которые занимаются зимними видами спорта, предлагая им существительное-основу. (хоккей-хоккеист, лыжи-лыжник, биатлон-биатлонист, фигурное катание-фигурист, коньки-конькобежец, сноуборд-сноубордист)
Д/и «Каким должен быть спортсмен»
Педагог предлагает назвать основные качества спортсмена (Сильный, ловкий смелый, умный, терпеливый, быстрый)

3. Затруднение в ситуации

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причин затруднения.

Требования:

  • создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности
  • самостоятельная фиксация затруднения в речи
  • выявления и фиксирование в речи причины затруднения

— Ребята, мы приземляемся в аэропорту города Сочи. Посмотрите, кто нас встречает. (Входит фотокорреспондент).
Ф/к: Здравствуйте дети, как я рад, что вы приехали. Вы мне поможете? (Да)
Тогда пройдем в мою фотомастерскую.
-Я сделал очень много фотоснимков, я оставлю их вам и вы их назовете, а я должен торопиться сделать новые фотографии. (уходит)
— Посмотрите на эту фотографию, как ее правильно назвать? (Лыжник, лыжница, биатлонист, человек, спортсмен).
— Ноне все спортсмены участвуют в этих соревнованиях.
— Ребята, что мы можем сделать, если не знаем какое-то слово? (Спросить у взрослого, посмотреть в интернете, прочитать в книге)

4. Открытие нового знания

Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Требования:

  • Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи;
  • Создание ситуации успеха.

— Я предлагаю вам вспомнить, как называется гора на которой прошли первые соревнования спортсменов. (Олимп)
— Как называют эти соревнования? (Олимпиада)
-Как называется факел, который зажигают в начале соревнований.(Олимпийский)
— Как называется спортсмен, который участвует в этих соревнованиях (Олимпиец)
— Давайте произнесем слова, которые мы сейчас назвали (Олимп, Олимпиада, Олимпийский, Олимпиец)
— Как называются слова произношение и значение, которых схоже. (Слова родственники)

Динамическая пауза: На берегу какого моря находится город сочи. (Черное море). Дети выполняют движения под музыку «Море волнуется раз». По окончании музыки педагог показывает карточку с изображением вида спорта, дети выполняют движения соответствующие данному виду спорта. В завершении физкультминутки дети сами загадывают вид спорта и застывают в выбранной позе – остальные отгадывают какой вид спорта загадал ребенок.

5. Введение нового знания в систему знаний

Цель: формирование у детей умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.

Требования:

  • соответствие используемых игр и упражнений общей сюжетной линии
  • выполнение заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным
  • индивидуальные затруднения в играх
  • ситуация успеха в совместной деятельности

— Давайте посмотрим, какие еще фотографии дал нам фотограф. (Педагог предлагает детям картинки с однокоренными словами, дети образуют слова: (Дети работают в парах)

  • лыжи – лыжник, лыжня, лыжный, лыжница.
  • сани – саночки, санный, санки.
  • снег – снежный, снежок, снежинки, снегирь, снеговик, снегурка, заснеженный.
  • зима – зимний, зимующий, зимовье, зимородок, зимовать.

Ф/к: Спасибо, вам ребята, вы мне так помогли. Теперь я смогу напечатать свои фотографии в журналах и газетах. До свидания.
— Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Самолет нас ждет.
Д/и «Загадки»
На экране изображения (медаль, пьедестал, кольца, золото)

6. Итог

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.

Требования

  • организация анализа детской деятельности
  • фиксирование детьми достижений «детской цели»
  • фиксация нового знания или способа действия в речи
  • определение выполнения взрослой цели
  • создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела

Дети возвращаются в детский сад их встречает воспитатель
Воспитатель: Ребята, где вы были? Что вы там видели? Чему научились? Почему вы это смогли сделать?

Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед, МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *