Педагогический совет «Речь развиваем – интеллект повышаем!»

Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей, систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении, проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124», активизировать деятельность педагогов.

Форма проведения: деловая игра.

  • Выполнение решений предыдущего педсовета
  • Презентация для педагогов «Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»
  • Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ
  • Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Выполнение программных требований по образовательной области  «Речевое развитие». Посещение непосредственно образовательной деятельности, анализ планов, смотр уголков групповых помещений  по речевому развитию»
  • Консультация«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь воспитателя, как образец  подражания»
  • Презентация игровых дидактических пособий  по развитию речи дошкольников
  • Деловая игра для педагогов «Ромашка» (в командах)
  • Разработка и принятие решений педагогического совета

Подготовка к педагогическому совету:

  1. Просмотр  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по группам.
  2. Анализ игровых дидактических пособий  по развитию речи дошкольников по всех  группах.
  3. Обсуждение с коллективом возможных вариантов инновационной деятельности  по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении, выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

  1. Признать решения предыдущего установочного педагогического совета «Новый учебный год на пороге ДОУ» выполненными.
  2. Признать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ удовлетворительным; педагогам дошкольного учреждения продолжать деятельность по созданию условий для успешного речевого развития, обогащения словаря ребенка-дошкольника и овладения грамматическим строем речи с учетом возрастных особенностей в условиях ФГОС.
    Ответственные: педагоги ГБДОУ.
    Срок: постоянно.
  1. Воспитателям устранить замечания по результатам тематического контроля «Выполнение программных требований по образовательной области «Речевое развитие».
    Ответственные: воспитатели.
    Срок: в течение года.
  1. Педагогам ГБДОУ систематически повышать свой профессиональный уровень в решении проблемы речевого развития детей дошкольного возраста путем самообразования, совершенствовать свою речь, как образец для подражания.
    Ответственные: педагоги ГБДОУ.
    Срок: постоянно.
  1. Организовать пространственную предметно-развивающую среду в соответствии с принципами ФГОС ДО и основной образовательной программы ГБДОУ с учетом пяти образовательных областей, пополнять и систематически обновлять уголки групповых помещений по речевому развитию игровыми дидактическими пособиями.
    Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
    Срок: постоянно.
  1. Педагогам ГБДОУ в образовательной деятельности использовать интегрированный подход, современные педагогические технологии для успешного выполнения программных требований по образовательной области «Речевое развитие».
    Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты.
    Срок: постоянно.

Теоретическая часть. Выступление председателя педагогического совета №2 «Речь развиваем – интеллект повышаем!» заведующего о выполнении решений предыдущего педсовета №1

Предыдущий педагогический совет №1 был посвящен знакомству педагогов с итогами деятельности ГБДОУ за летний период, определению основных направлений работы ГБДОУ на 2017-2018 учебный год, корректировке и утверждению плана деятельности дошкольного учреждения на новый учебный год, утверждению образовательной программы ГБДОУ, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, перспективных планов педагогов, учебного плана, расписания НОД.

Решения предыдущего педсовета выполнены в следующем объеме:

  • утвержден годовой план деятельности ГБДОУ на 2017-2018 учебный год с внесенными изменениями;
  • утверждены образовательная программа ГБДОУ, адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, перспективные планы (рабочие программы) воспитателей и специалистов, учебный план, расписание НОД на 2017-2018 учебный год;
  • в срок до 29.09.2017г. воспитатели устранили замечания по итогам смотра «Готовность групп к организации образовательного процесса»;
  • изучены нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность в дошкольном учреждении;
  • изучены материалы августовской конференции, педагоги ГБДОУ систематически руководствуются ими в образовательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что решения предыдущего педсовета выполнены.

КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»

     Слайд 1, 2. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

     Слайд 3. Условия успешного речевого развития

  1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
  • педагоги должны побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
  • а также,  побуждать детей к речевому общению между собой.
  1. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога — четкая, ясная,  полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  • следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
  • наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
  1. Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
  • педагоги обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
  • помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
  • обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
  • знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
  1. Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
  • учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
  • учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
  1. Педагоги развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
  • поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
  • организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
  1. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  1. Педагоги создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
  • стимулируют детей комментировать свою речь;
  • упражняют в умении планировать свою деятельность.
  1. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  2. Педагоги поощряют детское словотворчество.

     Слайд 4. Современные образовательные технологии

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в  котором сходятся различные стороны психического развития: мышление,  воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в  дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому так важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности. Какие вы знаете? (Настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

     Слайд 5. Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги поразному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.

     Слайд 6. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Еще, К.Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

     Сдайд 7 – Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.

     Слайд 8 — Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Встали девочки в кружок, встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег на высокой елке.
Наверху звезда, бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елочка, пусть горит всегда!

     Слайд 9 — Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

  • Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.
  • Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).
  • Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

     Слайд 10 —  Составьте рассказ по схеме.

     Слайд 11 — Ткаченко Т.А.: «Процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

  • Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
  • Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
  • Пересказ текста с использованием магнитной доски.
  • Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.
  • Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.
  • Составление рассказа по одной сюжетной картине».

Слайд 12.  Методика-коллаж Т.В. Большева

Слайд 13. Мнемотехника помогает:

  • Обогащать словарный запас
  • Обучать составлению рассказов
  • Пересказать художественную литературу
  • Отгадывать и загадывать загадки

Я вам представила основные современные педагогические технологии.

 Результаты тематического контроля «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов, смотр уголков групповых помещений  по речевому развитию. Промежуточная диагностика уровня речевого развития детей»

В нашем ГБДОУ был проведен тематический контроль «Выполнение программных требований по разделу «Речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов, смотр уголков групповых помещений по речевому развитию. Промежуточная диагностика уровня речевого развития детей». (Зачитывается справка по результатам контроля). Таким образом, мы видим, что и для нашего детского сада эта проблема является актуальной.

В рамках тематического контроля педагогам  было предложено изготовить и презентовать игровые обучающие пособия по развитию речи дошкольников. Презентация каждого пособия по продолжительности должна составлять не более 3-5 минут, и  следовать алгоритму: название, цель, правила пользования, ожидаемый результат презентуемого пособия.

Презентация дидактических игровых пособий по развитию речи дошкольников педагогами дошкольного образовательного учреждения.

 

Практическая часть

Ну, а сейчас немного посоревнуемся и применим все накопленные знания по речевому развитию.

Упражнение для педагогов «Подарок»

— Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Разделение на команды:

  1. Займите места в разных командах те, у кого одинаковые имена (Натальи, Татьяны).
  2. Займите места в разных командах те, чьи имена помимо непосредственно обозначения имени имеют второе значение (Любовь, Виктория).
  3. Поднимите руки те, чье полное имя начинается на букву «А». Возьмите с собой по одному человеку и пройдите в свои команды.

Деловая игра «Ромашка»

     Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на  педагогическом поприще.

Ход игры:

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают свое название на выставленных табличках (1минута).

Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нем. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда верно ответила – забирает лепесток себе.

     Слайд 14. Вопросы:

  1. Назовите формы речи. (Диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Разговор двоих или нескольких собеседников на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это…? (Диалог)
  5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это…? (Монолог)
  6. Рассказ, сюжет которого, развертывается во времени – это…? (Рассказ-повествование)
  7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа)
  8. Ведущий прием для активизации речи и мышления – это…? (Образец воспитателя)

Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребенка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются, и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.

Физкультминутка «Наоборот»

Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать – искать. (Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, ловкий, молчун, любознательный, активный).

     Кто вперед: Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.

     Задание: Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот – золотой рот (Германия)
Слово – серебро, а молчание – золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
Язык до Киева доведет.

А теперь продолжаем, но задание немного изменим: Объясни выражения.

Дело в шляпе – Все в порядке.
Плясать под чужую дудку – Действовать не по собственной воле.
Как на иголках – Состояние крайнего волнения, беспокойства.
Чесать язык – Болтать попусту.
Морочить голову – Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

Командам выдаются предметы:

команда№1 – яблоко, коробочка, микрофон;
команда №2 – мяч, лист бумаги, набор карточек.

Задание: Придумайте игры для дошкольников, используя эти предметы. Количество игр должно ровняться количеству предложенных предметов. Объяснить, на что направлена данная игра.

Физминутка «Вежливые слова»

Игра проводится с мячом – команды строем напротив друг друга. Участник бросает мяч участнику другой команды, называя вежливое слово, и становится в конец строя. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     Слайд 15. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

     Слайд 16. Составить синквейн на тему педагогического совета

Подведем итоги.

Конечно, конкурс шуточный и больше направлен на то, что вы в работе с детьми старались грамотно выстраивать и планировать свою деятельность и совместную с детьми.

Считаю, что у вас все получится. Ну, а перед тем, как я раскрою для вас  «Правила для смелых и упорных педагогов», предлагаю легкий тренинг.

     Слайд 17. Тренинг «Формула успеха»

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

  1. Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  2. Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).

ФОРМА

Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.
Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.
Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.
Треугольник – лидерство упорство, уверенность, карьера.
Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

ЦВЕТ

Красная – лидерство, радость, общение.
Желтая – работа по настроению, зависть, ревность.
Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.
Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).
Белая – чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.
Коричневая – твердо уверенные люди, переживают по мелочам.
Черная – тайность и неизвестность.

     Слайд 19. Решения педагогического совета №2 «Речь развиваем – интеллект повышаем!»

 

 

Приложения

 Карта изучения профессионального мастерства воспитателей ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124»

            ФИО воспитателя

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

            Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы, всех направлений работы по развитию речи
            Знание методики диагностирования развития речи у детей
            Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка своей группы
            Точность и ясность выражения мысли Культура речи воспитателя

 

            Образность речи
            Эмоциональность и интонационная выразительность речи
            Доступность речи детей по форме и содержанию
            Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приемов
            Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты
            Работа над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге
            Организация книжного уголка Умение правильно организовать предметно-развивающую среду
            Подбор иллюстративного материала
            Подбор детской художественной литературы
            Устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства» и др.)
            Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе
            Умение привлечь детей к работе по «ремонту» и «оказание помощи» любимым книгам
            Планирование и проведение досуга и развлечений
            Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Взаимодействие с родителями
            Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями
            Проведение тематических родительских собраний
            Методическая работа, подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педагогических чтениях

 

 

 

Анализ занятий по развитию речи

 

Возрастная группа ____________       Воспитатель _______________________

Тема занятия _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Цель посещения ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Дата проведения занятия_____________   Количество детей _______________

№ п/п Вопросы на контроле Оценка Примечания
1. Подготовка воспитателя к занятию (наличие конспекта)    
2. Соответствие темы, цели, задач программным требованиям и возрастным особенностям    
3. Организационный момент (мотивация детей на занятии и пробуждение интереса, эмоциональный компонент)    
4. Комплексное решение трех основных компонентов образовательного процесса: развивающего, обучающего, воспитывающего    
5. Методы и приемы повышения познавательной активности детей (анализ, сравнения, моделирования и конструирования ситуации, умозаключения)    
6. Осуществление интегрированного подхода к реализации программного содержания    
7. Последовательность этапов занятия, их продолжительность и эффективность    
81. Дозировка материала (количество новых звуков, слов, словосочетаний, грамматических форм, диалогов)    
9. Эффективность использования игры и игровых приемов на  каждом этапе занятия    
10. Наглядность, дидактический материал, ТСО (размещение иллюстративного материала)    
11. Речевая активность детей (содержание высказываний, словарный запас, грамматическая правильность)    
12. Коррекция воспитателем речевых ошибок детей    
13. Речь воспитателя, ее значение на занятии: грамотность, интонационная выразительность, эмоциональность, дикция    
14. Уровень методического и педагогического мастерства    
15. Приемы, направленные на обобщение и систематизацию материала    
16. Методы и приемы обучения детей умению последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения    
17. Эффективность использования вопросов, правильность их построения    
18. Владение воспитателем детским коллективом    
19. Осуществление личностно ориентированного подхода к детям: активизация каждого ребенка; возможности для самореализации    
20. Продолжительность занятия    
21. Рациональность использования времени, эффективность использования приемов для предупреждения утомляемости    
22. Соблюдение санитарно-гигиенических требований    
  Общая оценка эффективности занятия    

 

 

Положение о смотре-конкурсе «Лучший речевой центр группы и лучшее  пособие для развития мелкой моторики детей»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития мелкой моторики детей» (далее – Конкурс).

1.2 .Конкурс проводится на основании годового плана  ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124» на 2017-2018 учебный год.

1.3. Конкурс проводится в рамках тематического контроля «Выполнение программных требований по образовательной области «Речевое развитие». Посещение непосредственно образовательной деятельности, анализ планов,

смотр уголков групповых помещений по речевому развитию».

  1. Цель конкурса:создание условий для повышения эффективности и качества образовательного процесса по речевому развитию дошкольников.
  2. Задачи Конкурса:
  • Выявление инновационных подходов к созданию речевой среды в дошкольном образовательном учреждении.
  • Содействие развитию самостоятельной речевой активности детей.
  • Побуждение воспитателей к творческой деятельности.
  • Содействие распространению передового педагогического опыта по созданию  предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для речевого развития детей.
  • Подбор речевого материала для развития мелкой, артикуляционной моторики, дыхательной гимнастики.
  • Привлечение родителей к участию в организации речевой среды дошкольного образовательного учреждения.

4.Участники Конкурса.

В конкурсе принимают участие педагоги всех возрастных групп ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124».

  1. Состав жюри Конкурса:

Лиморенко М.Н. – заведующий ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124», Дорохова В.О. – старший воспитатель, Матушкина Л.В. – учитель-логопед, Бойко Н.С. – педагог-психолог, Павленко В.В. – инструктор по физической культуре, Вишневская Л.В. – воспитатель, председатель ПК.

  1. Сроки проведения конкурса: 21-22 ноября 2017 года.

Жюри подводит итоги.

Старший воспитатель  Дорохова В.О. знакомит с результатами на педагогическом совете №2 22 ноября 2017 г.

  1. Номинации Конкурса:

7.1. «Лучший речевой центр группы».

7.2. «Лучшее пособие для развития мелкой моторики».

  1. Требования икритерии оценки:

8.1.Требования к оформлению:

  • соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности;
  • соответствие возрасту, потребностям детей
  • соответствие требованиям программы «От рождения до школы» и основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад №124»;
  • доступность для детей;
  • разнообразие игрового материала;
  • удобство хранения материала;
  • эстетичность оформления;
  • творческий подход в создании речевой среды;
  • умение воспитателя презентовать свой материал;
  • наличие картотеки дидактических игр по развитию речи.

8.2. Наличие оборудования речевого уголка:

8.2.1. Библиотека:

  • наличие художественной литературы, ее грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств, в иллюстрациях разных художников);
  • иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;
  • тематические выставки;
  • сменяемость материала;
  • детские энциклопедии;
  • книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры;
  • альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы);
  • пособия по краеведению (символика родного края, страны, карта, открытки);
  • портреты поэтов, писателей;
  • поделки (книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки-самоделки), рисунки детей;
  • мнемотаблицы для составления рассказов;
  • репродукция картин, иллюстрации.

8.2.2. Звукоград:

  • Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа).
  • Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.
  • Светофоры для определения места звука в слове.
  • Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа.

8.2.3. Дыхание:

  • Картотека упражнений на дыхание.
  • Пособия (мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки, для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).

8.2.4. Словарь:

  • Картотека игр на обогащение словаря.
  • Тематические альбомы.
  • Предметные картинки.
  • Игра «Назови одним словом».
  • Дидактические игры.

8.2.5. Артикуляционная гимнастика:

  • Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок.
  • Наглядный материал для артикуляционных упражнений.

8.2.6. Оборудование для театрализованной деятельности:

  • ширма;
  • различные виды театра;
  • элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;
  • картотека театрализованных игр.

8.2.7.  Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • маленькие зеркала для работы с детьми, массажеры для мелкой моторики;
  • картотеки игр;
  • игры и пособия;
  • картотека речевых пятиминуток по теме « Фонетическая ритмика».

8.2.8.  Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту).

8.2.9.  Методическая литература.

8.2.10. Пособия для НОД.

8.3. Параметры оцениваются по пятибалльной шкале:

1 балл – недостаточно материала;

2 балла – материал подобран, но эстетически не оформлен;

3 балла — материал подобран,  соответствует возрасту и эстетически оформлен;

4 балла – инновация, новизна;

5 баллов – оригинальность.

  1. Порядок проведения конкурса.

Воспитатели организовывают выставку пособий и игр в одном месте для удобного изучения комиссией (на столах).

Состав жюри проходит по группам изучает речевой и игровой материал.

  1. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

Победители отмечаются дипломами 1, 2, 3 степени, участники – благодарственными письмами.

 

 

 

Карта изучения речевого центра группы и пособий для развития мелкой моторики

Группа №______________ Воспитатели: ______________

 

Наличие оборудования речевого уголка Баллы
Библиотека:

— наличие художественной литературы, ее грамотный подбор (несколько книг  одного наименования и автора разных издательств,

в иллюстрациях разных художников);

— иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;

— тематические выставки;

— сменяемость материала;

— детские энциклопедии;

— книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры;

— альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы);

— пособия по краеведению  (символика родного края, страны, карта, открытки);

— портреты поэтов, писателей;

— поделки (книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки-самоделки), рисунки  детей;

— мнемотаблицы для составления рассказов;

— репродукция картин, иллюстрации.

 
Звукоград:

— Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

— Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа).

— Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

— Светофоры для определения места звука в слове.

— Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа.

 
Дыхание:

— Картотека упражнений на дыхание.

— Пособия (мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки, для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).

 
Словарь:

— Картотека игр на обогащение словаря.

— Тематические альбомы.

— Предметные картинки.

— Игра «Назови одним словом».

— Дидактические игры.

 
Артикуляционная гимнастика:

— Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок.

— Наглядный материал для артикуляционных упражнений.

 
Оборудование для театрализованной деятельности:

— ширма;

— различные виды театра;

—  элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;

— картотека театрализованных игр.

 
Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:

— маленькие зеркала для работы с детьми, массажеры для мелкой моторики;

— картотеки игр;

— игры и пособия;

— картотека речевых пятиминуток по теме « Фонетическая ритмика».

 
Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту, оформление: название, цель и правила дидактической игры по развитию речи)  
Методическая литература  
Пособия для НОД  
Поощрительный балл  
Итог  

 

 

 

Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»

 

  1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:

— научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;

— научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;

— подготовить детей к обучению в школе;

— развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;

— научить детей читать и писать.

  1. Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? _______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Часто ли Вы читаете ребенку детские книги? _________________________
  2. Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы? __________________
  2. Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? _______________________________
  3. Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель? _______________________________________
  4. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?____________________________________________________________
  5. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие? _____________________
  6. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас:

— информация отсутствует;

— информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

— информация есть, но крайне скудная;

— я не обращаю на нее внимания;

— информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

— информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

— наглядная информация интересна и полезна для меня.

  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

Анкета для воспитателей «Методика развития речи»

 ФИО _____________________________________________________________

  1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?

_____________________________________________________________

  1. Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

_____________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?

_____________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.

______________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.

______________________________________________________________________________________________________

  1. Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?

_____________________________________________________________

  1. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.

______________________________________________________________________________________________________

  1. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):

— общение взрослых и детей;

— культурная языковая среда, речь воспитателя;

— обучение родной речи и языку на занятиях;

— художественная литература;

— различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

  1. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?

______________________________________________________________________________________________________

  1. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослыми?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?
    1. Проанализировать уровень планирования работы.
    2. Оценить условия для речевого развития детей.
    3. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.
    4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.
    5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Дорохова Виктория Олеговна
Старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад №124»
г. Севастополь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *