Примерный перспективный план работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5-7 лет с ФФНР в условиях комбинированной группы или логопункта (в рамках обобщения опыта)
№
п/п |
Содержание работы | Ответственный |
1 | Развитие ориентировки в пространстве, на своем теле, на листе бумаги. Усвоение понятий «вверх-вниз», «вправо-влево»; развитие памяти, зрительного и слухового внимания, логического мышления. | Учитель-логопед, воспитатели |
2 | Составление фигур, орнаментов (из самих детей) | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, родители |
3 | Графические диктанты различной сложности для рисования различных фигур, орнаментов, букв с использованием одной или обеих рук (в некоторых случаях) | Логопед, воспитатели, родители |
4 | Выкладывание фигур (с учетом лексической темы) из счетных палочек, заполнение контура различных предметов фасолью, чечевицей, пуговицами. | Воспитатель, родители |
5 | Ощупывание букв, вырезанных из бархатной и мелкой наждачной бумаги, картонных букв. Определение на ощупь, какая буква в руках (для детей подготовительной к школе группы), назвать ее, придумать слова, содержащие ее; положить ее образец таким образом, чтобы она выражала верное написание. | Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед |
6 | Найти недостающие элементы букв , дидактическая игра «Буква сломалась» | Логопед, воспитатели |
7 | Выкладывание печатных букв из счетных палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. | Логопед, воспитатели |
8 | Обведение букв по трафарету, шаблону; выкладывание контура букв из счетных палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином и т. д. | Воспитатель, родители |
9 | Демонстрация букв в различном положении («упала», «вверх ногами»), сравнение с нормальной позицией. | Логопед, родители |
10 | Определение букв с закрытыми глазами, написанных на ладони ребенка; на спине ребенка пальцем; в воздухе. | Родители, инструктор по физическому воспитанию |
11 | Нахождение букв в геометрических фигурах | Логопед, воспитатели, родители |
12 | Поиски букв, наложенных друг на друга | Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед |
13 | Реконструкции букв: из буквы П можно сделать И и т.д. | Логопед, родители |
14 | Определение букв, которые можно выложить из трех (И, Д, П, Н, С, К) или двух палочек (Т, Г, Х, Л) | Воспитатель |
15 | Конструирование букв из предложенных элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки | Логопед |
16 | Подбор слов – рифм: СОК-ПЕСОК,ЛЕСОК; ГАЛКА-ПАЛКА, СКАКАЛКА и т.д. | Воспитатели, логопед |
17 | Работа над сложными словами (САМОЛЕТ – сам летает), СНЕГОПАД – снег падает) | Воспитатели, логопед |
18 | Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам: приятель – знакомый, товарищ; веселый – радостный, задорный; бежать – мчаться, нестись. | Логопед |
19 | Подбор антонимов к данным совам с учетом части речи: далеко — близко; высокий — низкий; друг – враг; стоять – бежать; говорит – молчит и т. д. | Воспитатели, логопед |
20 | Работа с омонимами. Придумывание предложений с данными словами в разных лексических значениях
|
Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед |
21 | Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: СА – сани, сахар, саня, садик; поСАдка, заСАда; лиСА, коСА, роСА, полоСА | Логопед, воспитатель, родители |
22 | Составление схемы слогов на заданный слог с использованием цветных фишек: гласный звук — красный цвет, согласный твердый звук — синий цвет, согласный мягкий — зеленый цвет; звонкость согласных обозначает колокольчик | Логопед, воспитатель |
23 | Работа с таблицами типа: _А С_
_У М_ Какой слог можно вставить? |
Логопед, воспитатель |
24 | Дидактическая игра «Живые звуки»
Детям даются печатные буквы, они должны найти пару, чтобы получился слог. |
Воспитатель, логопед |
25 | Составление слова по картинкам с выделением звука, заданного последним. | Логопед |
26 | Дать понятие «СЛОВО»: слова бывают короткие и длинные. Познакомить со схемой слов. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы (У, И, К, В, С). При изучении с буквой А знакомим с противительным союзом а. | Воспитатель, логопед |
27 | Заучивание считалок. На письме каждое слово пишется отдельно. При заучивании считалки каждое слово ограничивается взмахом руки. Особое внимание уделить союзам и предлогам. | Логопед, воспитатель, родители |
28 | Для работы с предлогами используются схемы, где предлог – маленький человечек. | Логопед, воспитатели |
29 | Отгадывание ребусов.
Цель: стимулирование умственной деятельности. |
Логопед |
30 | Дифференциация по частям речи с опорой на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКИЕ? КАК? и т.д. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
31 | Задания на подбор по смысловому ряду: ЧТО ЭТО?
— по опорным признакам: белое, теплое, парное (мололко); — на обобщающие понятия «Четвертый-лишний»; — продолжи: огурец, помидор, морковь…; — обобщающие понятия «Назови одним словом» |
Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед |
32 | Деление слов на слоги с использованием хлопков, загибанием пальцев, прикладывание тыльной стороны ладони к подбородку. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
33 | Ударный слог.
Слово произносится протяжно: зААААмок – замООООк; крУУУУжки – кружкИИИИ. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
34 | Подбор слов к слоговым схемам:
КОТ, ДОМ, СОН, ВОЛК, СЛОН; РОЗА, ЗИМАА, КАРТИНА, ПАРОВОЗ; РУКИ, ДОМА, ДООА, СОЛОВЕЙ. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
35 | Подбор однокоренных слов | Логопед, воспитатели |
36 | Исключение слов по смыслу и различию в слоговой структуре | Логопед, воспитатели |
37 | Составление слова из предложенных слов | Логопед, воспитатели |
38 | Составление слова путем выделения первых звуков из слов и синтеза их в слова:
КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ= КОТ Аналогично путем выделения последнего звука, синтез букв в слова. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
39 | Разделение слов на слоги, а , затем, их перестановка: НА – ВЕС (ВЕСНА) | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
40 | Преобразование слов путем замены одной буквы:
ЛОМ-ДОМ-СОМ-КОМ-РОМ |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
41 | Д/и «Слово рассыпалось»:
Составление из заданных букв слова – М, Т, С, О – МОСТ. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
42 | Из букв данного слова составить новое:
КОЛЛЕКТИВ – ЛЕТО, ТОЛК, КИТ, ЛЕВ, ВЕК, ВЕКО и др. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
43 | Д/и «Заколдованные слова»:
КОТ – КИТ, ТОК — ТИК |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
44 | Д/и «Потерялась буква»:
ЛУ_, СУ_, Д_М, Т_М и т.д. |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
45 | Составление сложных слов из двух:
КАРИЕ ГЛАЗА – КАРЕГЛАЗЫЙ, СНЕ ПАДАЕТ — СНЕГОПАД |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
46 | Работа со словами, имеющими сложную слоговую конструкцию:
АКВАРИУМ, ПОЛИЦЕЙСИЙ, ВЕЛОСИПЕД, СКОВОРОДА |
Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
47 | Профилактика ошибок в словах с приставками. Дифференцирование приставки и предлога:
ОТЪЕХАЛ ОТ ШКОЛЫ, НАШЕЛ НА ПОЛУ, ЗАЪЕХАЛ ЗА ДОМ и т. д.(таблицы на словообразование) |
Логопед, воспитатель, родители |
48 | Знакомство с неизменяемыми словами: ПАЛЬТО, КОФЕ, КИНО, ШОССЕ.Дети рисуют картинку к заданному слову, составляют с ним предложение. |
Логопед, воспитатель, родители |
49 | Работа с ребусами, изографами | Логопед, воспитатель, родители |
- Поваляева М.А. Профилактика и коррекция письменной речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006, 158 с.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб: «Детство-Пресс», 2006, 128 с.
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010, 174 с.
- Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., «Айрис-пресс», 2006, 128 с.
Антонова Светлана Владимировна
МБДОУ «детский сад № 60 «Заинька», учитель-логопед
г. Тамбов, Тамбовская область