Примерный перспективный план работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5-7 лет с ФФНР в условиях комбинированной группы или логопункта (в рамках обобщения опыта)

п/п

Содержание работы Ответственный
1 Развитие ориентировки в пространстве, на своем теле, на листе бумаги. Усвоение понятий «вверх-вниз», «вправо-влево»; развитие памяти, зрительного и слухового внимания, логического мышления. Учитель-логопед, воспитатели
2 Составление фигур, орнаментов (из самих детей) Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, родители
3 Графические диктанты различной сложности для рисования различных фигур, орнаментов, букв с использованием одной или обеих рук (в некоторых случаях) Логопед, воспитатели, родители
4 Выкладывание фигур (с учетом лексической темы) из счетных палочек, заполнение контура различных предметов фасолью, чечевицей, пуговицами. Воспитатель, родители
5 Ощупывание букв, вырезанных из бархатной и мелкой наждачной бумаги, картонных букв. Определение на ощупь, какая буква в руках (для детей подготовительной к школе группы), назвать ее, придумать слова, содержащие ее; положить ее образец таким образом, чтобы она выражала верное написание. Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед
6 Найти недостающие элементы букв , дидактическая игра «Буква сломалась» Логопед, воспитатели
7 Выкладывание печатных букв из счетных палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. Логопед, воспитатели
8 Обведение букв по трафарету,  шаблону; выкладывание контура букв из счетных палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином и т. д. Воспитатель, родители
9 Демонстрация букв в различном положении («упала», «вверх ногами»), сравнение с нормальной позицией. Логопед, родители
10 Определение букв с закрытыми глазами, написанных на ладони ребенка; на спине ребенка пальцем; в воздухе. Родители, инструктор по физическому воспитанию
11 Нахождение букв в геометрических фигурах Логопед, воспитатели, родители
12 Поиски букв, наложенных друг на друга Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед
13 Реконструкции букв: из буквы П можно сделать И и т.д. Логопед, родители
14 Определение букв, которые можно выложить из трех (И, Д, П, Н, С, К) или двух палочек (Т, Г, Х, Л) Воспитатель
15 Конструирование букв из предложенных элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки Логопед
16 Подбор слов – рифм: СОК-ПЕСОК,ЛЕСОК; ГАЛКА-ПАЛКА, СКАКАЛКА и т.д. Воспитатели, логопед
17 Работа над сложными словами (САМОЛЕТ – сам летает), СНЕГОПАД – снег падает) Воспитатели, логопед
18 Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам: приятель – знакомый, товарищ; веселый – радостный, задорный; бежать – мчаться, нестись. Логопед
19 Подбор антонимов к данным совам с учетом части речи: далеко — близко; высокий — низкий; друг – враг; стоять – бежать; говорит – молчит и т. д. Воспитатели, логопед
20 Работа с омонимами. Придумывание предложений с данными словами в разных лексических значениях

 

Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед
21 Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: СА – сани, сахар, саня, садик; поСАдка, заСАда; лиСА, коСА, роСА, полоСА Логопед, воспитатель, родители
22 Составление схемы слогов на заданный слог с использованием цветных фишек: гласный звук — красный цвет, согласный твердый звук — синий цвет, согласный мягкий — зеленый цвет; звонкость согласных обозначает колокольчик Логопед, воспитатель
23 Работа с таблицами типа: _А                С_

_У                М_

Какой слог можно вставить?

Логопед, воспитатель
24 Дидактическая игра «Живые звуки»

Детям даются печатные буквы, они должны найти пару, чтобы получился слог.

Воспитатель, логопед
25 Составление слова по картинкам с выделением звука, заданного последним. Логопед
26 Дать понятие «СЛОВО»: слова бывают короткие и длинные. Познакомить со схемой слов. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы (У, И, К, В, С). При изучении с буквой А знакомим с противительным союзом а. Воспитатель, логопед
27 Заучивание считалок. На письме каждое слово пишется отдельно. При заучивании считалки каждое слово ограничивается взмахом руки. Особое внимание уделить союзам и предлогам. Логопед, воспитатель, родители
28 Для работы с предлогами используются схемы, где предлог – маленький человечек. Логопед, воспитатели
29 Отгадывание ребусов.

Цель: стимулирование умственной деятельности.

Логопед
30 Дифференциация по частям речи с опорой на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКИЕ? КАК? и т.д. Логопед, воспитатель на занятии по грамоте
31 Задания на подбор по смысловому ряду: ЧТО ЭТО?

— по опорным признакам: белое, теплое, парное (мололко);

— на обобщающие понятия «Четвертый-лишний»;

— продолжи: огурец, помидор, морковь…;

— обобщающие понятия «Назови одним словом»

Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед
32 Деление слов на слоги с использованием хлопков, загибанием пальцев, прикладывание тыльной стороны ладони к подбородку. Логопед, воспитатель на занятии по грамоте
33 Ударный слог.

Слово произносится протяжно: зААААмок – замООООк; крУУУУжки – кружкИИИИ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте
34 Подбор слов к слоговым схемам:

КОТ, ДОМ, СОН, ВОЛК, СЛОН;

РОЗА, ЗИМАА, КАРТИНА, ПАРОВОЗ;

РУКИ, ДОМА, ДООА, СОЛОВЕЙ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
35 Подбор однокоренных слов Логопед, воспитатели
36 Исключение слов по смыслу и различию в слоговой структуре Логопед, воспитатели
37 Составление слова из предложенных слов Логопед, воспитатели
38 Составление слова путем выделения первых звуков из слов и синтеза их в слова:

КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ= КОТ

Аналогично путем выделения последнего звука, синтез букв в слова.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
39 Разделение слов на слоги, а , затем, их перестановка: НА – ВЕС (ВЕСНА) Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
40 Преобразование слов путем замены одной буквы:

ЛОМ-ДОМ-СОМ-КОМ-РОМ

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
41 Д/и «Слово рассыпалось»:

Составление из заданных букв слова – М, Т, С, О – МОСТ.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
42 Из букв данного слова составить новое:

КОЛЛЕКТИВ – ЛЕТО, ТОЛК, КИТ, ЛЕВ, ВЕК, ВЕКО и др.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
43 Д/и «Заколдованные слова»:

КОТ – КИТ, ТОК — ТИК

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
44 Д/и «Потерялась буква»:

ЛУ_, СУ_, Д_М, Т_М и т.д.

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
45 Составление сложных слов из двух:

КАРИЕ ГЛАЗА – КАРЕГЛАЗЫЙ, СНЕ ПАДАЕТ — СНЕГОПАД

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
46 Работа со словами, имеющими сложную слоговую конструкцию:

АКВАРИУМ, ПОЛИЦЕЙСИЙ, ВЕЛОСИПЕД, СКОВОРОДА

Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители
47 Профилактика ошибок в словах с приставками. Дифференцирование приставки и предлога:

ОТЪЕХАЛ ОТ ШКОЛЫ, НАШЕЛ НА ПОЛУ, ЗАЪЕХАЛ ЗА ДОМ и т. д.(таблицы на словообразование)

Логопед, воспитатель, родители
48 Знакомство с неизменяемыми словами:
ПАЛЬТО, КОФЕ, КИНО, ШОССЕ.Дети рисуют картинку к заданному слову, составляют с ним предложение.
Логопед, воспитатель, родители
49 Работа с ребусами, изографами Логопед, воспитатель, родители
  1. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция письменной речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006, 158 с.
  2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб: «Детство-Пресс», 2006, 128 с.
  3. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010, 174 с.
  4. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., «Айрис-пресс», 2006, 128 с.

Антонова Светлана Владимировна
МБДОУ «детский сад № 60 «Заинька», учитель-логопед
г. Тамбов, Тамбовская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *