Логопедическая работа с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи
Аннотация.
В статье раскрываются особенности логопедической работы с детьми 4-5 лет. Представление теоретические аспекты нормально-развивающейся речи ребенка 4-5 лет. Также представление степени общего недоразвития речи. Рассматривается план рабочей программы по развитию разных сторон речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. К 5 годам у ребенка должен быть сформирован грамматический строй, фонематический слух, словарь по возрасту, а также связная речь-простые предложения и короткие рассказы. Но у детей с нарушениями речи эти сферы нарушены, поэтому нужна коррекция нарушенным сфер речи и развитие несформированных сфер. Для этого разрабатывается множество программ. В представленной программе описаны блоки, задачи которых решаются на занятиях, что способствует развивать данные сферы речи, и без которых было бы трудно прийти к нужным результатам. Каждый из блоков раскрывается в занятиях, в любой из сфер, будь это выполнение заданий за столом или в совместной игре с детьми и/или педагогом, а также при выполнение творческих заданий.
Ключевые слова: нормальное развитие речи ребенка, общее недоразвитие речи, план коррекции и развития речи.
Нормативный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Детям с нарушением речи характерны ошибки фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Они обладают ограниченным запасом слов, нарушенным фонематическим слухом, нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована связная речь[4].
Для таких детей, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушение внимания и памяти;
- нарушение мелкой и артикуляционной моторики;
- недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Совокупность пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима специально построенная групповая (от 6 человек) логопедическая работа.
Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. В работах известных исследователей (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.) достаточно подробно рассмотрены недоразвитие лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Развитием фонематических процессов при ФФН занималась Т. Ткаченко, в ее книгах подробно описана коррекционная работа.
Дети с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности развития.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
У детей с Фонетико-фонематическим нарушением речи наблюдается искаженное звукопроизношение, фонетические нарушения, несформированность фонематического восприятия.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.
Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР[10].
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая сма-занность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Л.П. Носкова выделяет следующие условия развития языковой способности как одного из направлений коррекции фонетико-фонематической системы:
- Создание полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и деятельностью) говорения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми, независимо от их возможностей восприятия (слуха и навыков чтения с лица) и уровня речевого развития.
- Соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: орфоэпических, грамматических, стилистических.
- Включение детей в разнообразную практическую деятельность как на специальных занятиях, так и в быту.
- Развитие слуховой функции как физиологической основы формирования звуковой стороны речи и важнейшего условия становления языковой способности.
- Всемерное развитие форм общения: ситуативно-личностного общения и ситуативно-делового общения, а затем внеситуативно-делового общения, основными условиями для развития которых являются доступное для ребенка содержание конкретной ситуации, эмоциональный контакт, действия с реальными предметами и постепенное усвоение языка слов как знаков этих предметов и действий.
- Развитие у детей подражания как предметным, так и речевым действиям взрослого. Привлечение внимания ребенка к движениям рук и лицу говорящих, поддержание любых речевых реакций и действий ребенка, как бы далеки они не были от речевого образца взрослого.
- Побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее становления и в разных формах: от голосовых реакций, попыток артикулировать и произносить отдельные звуки или слоги до более точного воспроизведения звуковой структуры слова с допустимыми заменами отдельных фонем[9].
Все эти стороны можно развивать и корректировать на групповых занятиях. Вид программ должен носить речевой, игровой и коммуникативный характер.
Нами разработана программа по рекомендациям ведущих логопедов.
В задачи программы входят:
- Расширение словаря и грамматического строя.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие пространственных представлений и восприятия.
- Формирование временных представлений.
- Формирование навыка общения.
- Формирование познавательного интереса и произвольности.
Программа рассчитана на детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи 1 – 3 уровней, фонетико-фонематическим недоразвитием, повышенной утомляемостью и расторможенностью. Для демонстрации правильной речи детям с ОНР и ФФНР в группу возможно введение ребенка с нормативным речевым развитием.
Эффективность программы и способы ее отслеживания.
На начало и конец занятий у детей 4-5 лет проводят следующую диагностику.
Выявление:
- уровня сформированности словаря;
- уровня сформированности грамматического строя;
- уровня сформированности фонематического слуха;
- уровня развития мелкой моторики;
- уровня сформированности пространственных представлений и восприятия;
- уровня сформированности временных представлении;
- уровня сформированности навыка общения;
- уровня сформированности познавательного интереса и произвольности.
Результаты диагностики оформляются в речевую карту.
Динамика развития отслеживается в написании сравнительной характеристики, которая составляется на каждого ребенка, и анализе групповой динамики в целом.
Содержание программы.
Задачи программы реализуются посредством комплексов занятий. Один комплекс равен одному дню пребывания ребенка в группе в течение 1 часа.
Один комплекс состоит из двух занятий (речевого и аппликации) и пребывания ребенка в игровом пространстве на перемене между занятиями.
На речевом занятии реализуются следующие блоки программы:
- Блок расширения словаря включает в себя создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качества материалов, из которых они изготовлены. Освоение указанного содержания основывается на развитии дифференцированного восприятия предметов: умения видеть его части и детали, фокусировать внимание на одной из характеристик, абстрагируясь от других. С детьми выучиваются обобщающие понятия, и развивается умение объяснить, что мы обобщаем этими понятиями.
- Блок развития грамматически правильной речи предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Одним из непременных условий является опережающее развитие понимания грамматических форм. На занятиях проводится серия упражнений, предусматривающих сопоставление различных форм одного и того же слова. Широко используются тренировочные упражнения по подбору однородных подлежащих, по введению в предложения дополнений в различных падежах.
- Блок развития фонематического слуха является важным процессом, необходимым для овладения письменной и устной речью.
На занятии по аппликации реализуются задачи по формированию пространственных представлений на плоскости листа.
Во время пребывания ребенка в игровом пространстве на переменах между занятиями реализуется 4-й блок — Развитие навыка общения. Развитие этих навыков происходит посредством неструктурированной игры.
Темы используются стандартные для данного возрастного промежутка. Закрепление и развитие знаний о темах: Овощи, Фрукты, Времена года (темы рассматриваются в зависимости от времени года в «данный момент»), Одежда, Праздники (Новый год, День мамы), Посуда, Дикие животные, Домашние животные, Транспорт, Город, Семья. Все темы рассматриваются по несколько занятий, для возможности закрепления темы. Программа включает в себя 33 комплекса, рассчитанных на год с сентября по май.
Таблица 1
Структура комплекса
№ | Название занятия | Продолжительность |
1 занятие | Речевое занятие | 15 мин. |
Перемена | Пребывание в игровом пространстве | 15 мин. |
2 занятие | Аппликация | 15 мин. |
Перемена | Пребывание в игровом пространстве | 15 мин. |
Итого: | 1 час |
На данном занятие блоки реализуются как сидя за столом, так и в игровые моменты. Так же темы занятий закрепляются в аппликациях и других работах – лепки, рисовании, проговаривая, что мы клеим или лепим, где это используется и т.п., в зависимости от темы занятия.
Таким образом, с помощью этих блоков на занятиях мы развиваем все стороны речи ребенка. Не забывая и о мелкой моторике, игровой деятельности и общении со сверстниками.
Список литературы и источников
- Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР/ /Логопед в детском саду. 2007. №3. С.5-19.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 1977.
- Лалаева Р. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, Союз. 2009.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2006.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение. 1988.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М.: Мозаика-Синтез. 2000.
- Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. -М.: Детство-Пресс, 2009.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Ш», «Ж», «С», «З».- Ярославль: Академия развития, 1996.
- Носкова Л.П. Методика развития речи для дошкольников с нарушением слуха: учебное пособие для ВУЗов. Владос, 2004.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Мозаика-Синтез. 2000.
- Фомичева М.Ф., Воспитание правильного произношения М.: Просвещение. 1981.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа. 2009.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение. 1989.
Климова Людмила Игоревна
учитель-логопед в ГУ ДО ТО «ПОМОЩЬ»
г. Тула