Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения

Аннотация. В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.

Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком.

Песочная терапия — это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии:

  1. Эмоциональное благополучие ребенка,
  2. Самоактуализация,
  3. Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

  1. Существенно усиливает желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  2. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
  3. В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  4. Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  5. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

С помощью игр с песком решаются задачи:

  1. Развитие диафрагмального дыхания
  2. Регуляция мышечного тонуса
  3. Автоматизация звуков
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование слоговой структуры слова
  6. Словарная работа
  7. Звуковой анализ слов
  8. Обучение грамоте
  9. Связная речь

Работу с песком можно разделить на 3 этапа:

1 этап: Знакомство с Песочной страной. Цель: ‒ пробуждение интереса к занятиям с песком; ‒ развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; ‒ знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 этап: Путешествие по Песочной стране. Цель: ‒ развитие познавательных процессов; ‒ развитие речи, памяти, мышления; ‒ совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

3 этап: В царстве Песочной грамоты. Цель: ‒ автоматизация звуков в речи; ‒ создание композиций на песке; ‒ проговаривание действий с песком; ‒ развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

Основные принципы игр на песке:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
  2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Структура занятия с песком: Зaнятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.

Часть 1. Вводная Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок); Знакомство с правилами игр на песке; Формулировка темы занятия, инструкции к играм. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.

Часть 2. Основная На эту чaсть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая. Итог занятия.

Содержание коррекционной работы:

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке.

Игры с песком можно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка) — обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
  • Познавательные игры — дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д.;
  • Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Результаты использования песочной терапии:

  1. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  3. Совершенствуются гуманные чувства детей.
  4. Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  5. Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик, традиционный размер в сантиметрах: 50х70х8 (50х70 — размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — с небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Очищение песка производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.

Список литературы:

  1. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
  2. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика № 5 /сентябрь, октябрь/ 2004
  3. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание № 6/89.

 Шадт Ирина Васильевна
магистр Курганского государственного университета
город Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *