Почему не говорит ребёнок

Разнообразны нарушения речи, так как строение речи и речевая деятельность сложные и многоуровневые. Речевые нарушения являются, прежде всего, нарушением социальной функции речи, что ограничивает возможности адаптации ребёнка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности, эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения и т.д.

Проявления речевых нарушений

  • Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
  • Нарушение слоговой структуры слов.
  • Бедный словарный запас, непонимание значений слов и др.
  • Неверное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания, планирования, прогнозирования и т.д.
  • Мелодико- интонационные недостатки ( отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
  • Темпо-ритмическая недостаточность ( ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов и т.д.)
  • Бедность выразительных средств устной речи .
  • Сложности в общении.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных комбинациях.

К особой группе относятся дети с нарушениями слуха.Для диагностирования состояния их слуховой функции необходима аудиограмма и консультация отоларинголога и сурдопедагога.

Причины возникновения речевых нарушений

Отклонения от возрастных норм развития речи различны по степени тяжести и имеют либо биологическую, либо социальную природу.Их воздействие значимо на всём протяжении развития ребёнка: в период беременности мамы, в младенчестве, в раннем, младшем, среднем  и старшем дошкольном возрасте. Механизм образования нарушений речи является следствием самых разных причин.

Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
  • отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем и органов артикуляции.

Генетика травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.  являясь причинами речевых нарушений, воздействуют, изменяют ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Их проявление возможно в более поздние сроки. А в зависимости от того, на что воздействует повреждающий фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и периферического.

Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального ,речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми и прежде всего с матерью).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде.

Оценивая отклонения в речевом развитии, важно учитывать :

  • возраст ребёнка, в котором появилось отклонение;2) причины, непосредственно его вызвавшие; 3) наличие предрасполагающих условий; 4) комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.

Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное формирование её звеньев происходит в определённые возрастные сроки – например, критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды характеризуются повышенной неустойчивостью нервных механизмов речевой деятельности и риском возникновения нарушений. Значит, критические периоды сами по себе выступают в роли предрасполагающих факторов, могут также сочетаться с другими неблагоприятными факторам, которые перечислены выше.

Неговорящие (или плохоговорящие) дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу, и не всегда удаётся сразу выявить причину ( причины), из-за которой ( ых) задерживается появление речи. Но определённые педагогические приёмы могут оказаться действенными в любом случае.

Ребёнка нужно « погружать» ребёнка как в восприятие и понимание речи, так и в формирование собственной речи. Коррекционный процесс охватывает все основные формы детской деятельности, способствует формированию  (в соответствии с возрастом) познавательной деятельности, развитию высших психических функций, ассоциативных связей и т.д.

Основные направления при моделировании индивидуальной программы занятий определяются:

  1. структурой речевого нарушения;
  2. сложностью речевой деятельности;
  3. её значением для психического развития;
  4. современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

При правильной организации занятий не только устраняются нарушения , но и решаются профилактические задачи.

Программа занятий должна стимулировать познавательную деятельность с учётом не только возраста, но и интересов ребёнка. Нельзя подавлять речевую и игровую инициативу ребёнка, нужно учитывать его предпочтения в выборе игрушек, книг, игр. Участие ребёнка в занятиях должно быть максимально активным.

Понимание

Развитие речи во многом зависит от того, насколько  хорошо понимает ребёнок взрослых. Проверить можно, следуя инструкциям: покажи машинку, собачку, пирамидку; возьми машинку, собачку, пирамидку; обними маму; пожалей бабушку; поцелуй папу; налей в стакан воды и дай его бабушке и т.д.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: речь людей, лай собак, шум ветра, музыка…Но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнку нужно учиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, которые выдвигают взрослые. Словесная работа вызывает большое напряжение внимания и соответственно большую утомляемость.

Направления работы

  • пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;
  • учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;
  • формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; соотносить количество звучаний с числом;
  • учить дифференцировать звукоподражания;
  • прививать навык локализовывать и узнавать голос;
  • формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;
  • развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.

Пусковой момент

При стремлении родителей ускорить процесс появления речи у ребёнка не следует давать словесные образцы, такие как « Скажи-часы, скажи-кот « и т.д. Такие « понукания» вызывают негативную реакцию  у детей с задержкой речевой деятельности. Подражание, конечно, является непременным условием овладения речью, но, чтобы ребёнок сам заговорил, у него должна сформироваться потребность в этом.

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают- он капризничает и всё интенсивнее прибегает к жестам.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребёнку использовать жесты в общении. Появление их свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Нужно дать ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приёмы, структурно организованные в блоки. Каждый блок содержит систему постепенно усложняющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребёнка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения. Блоки:

  • Диалог.
  • Имитация и звукоподражания.
  • Стихи.
  • Чтение.

Диалог реализуется в общении. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации : каждый хочет понять, что хочет сказать другой. Развитию диалога помогают инсценировки, вопросы, команды, домашний театр.

Имитация и звукоподражание через традиционные игры типа « Ладушки» побуждают ребёнка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Договаривать потешки вместе со взрослым полезно ( « Гуси-гуси: ( га-га-га)….»; читать стихотворение Д.Хармса « Весёлый старичок», в нём много звукоподражаний типа хи-хи-хи да ха-ха –ха.

Стихи и их заучивание не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся.Также запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.

Чтение и обучение чтению редко вызывает негативные реакции, что связано с тем, что обучение чтению не ставит ребёнка в ситуацию, когда от него ждут, чтобы он говорил.

Чтение включает  развитие зрительного восприятия (рассматривать вместе с ребёнком альбом с фотографиями близких и знакомых ему людей);фразовую речь формировать (учить  слова – действия , строить предложения и т.д.); вспоминать и проговаривать перед сном события дня вместе с ребёнком; формирование слоговой структуры слов ( слоговая структура-количество слогов в слове и ударность, строение слогов ( прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных).

Дети, умеющие читать, легче воспроизводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой структурой. Формирование навыков контроля и планирования необходимо в любой деятельности, особенно в учебной.

Каретина Елена Валерьевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 51 «Красная шапочка»
г. Тамбов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *