Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Путешествие в мир звуков»

Цель: Формировать навыки фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ТНР с использованием дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • коррекционно — образовательная : развивать фонематическое   восприятие  анализа и синтеза, речь, , закреплять умения делить слова на слоги, определять место гласного звука в слове;
  • коррекционно — развивающая: развиватьвнимание, память, мышление; мелкую и общую моторику; развитие правильного дыхания;
  • коррекционно -воспитательная: учить детей правильно выполнять речевые инструкции учителя — логопеда, работать в коллективе дружно.

Оборудование: мяч, мячики с шипами; дидактическое пособие «Паровозик», картинки с изображением предметов, животных; конверт с письмом от Незнайки; песочница с картинками на звук (а), поезд из конструктора; счётные палочки, каштан, камешки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Упражнение « Назови на звук слово».

Кто на звук (у) в начале слова назовёт, тот в кабинет войдёт ( в середине, в конце).

II.Основная часть.

Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

Дети, мяч лови — наоборот звуки говори.

(а-у)  —  (у-а);
(и-ы)  —  (ы-и);
(о-э) — (э-о); и т.д

 

Дидактические игры « Внимательные ладошки».

А — «Поймай нужный звук в слове».

Дети, будем звук (и) в словах  пятнать
(ива, ирис, роса, оса, крик, парик, моряк, дуршлаг и т.д)
— Смотри не зевай, звук (э) пятнай
(эму, лес, лис, тесто, мышь, лето, зима, бег и т.д).

Б — « Поймай правильное слово».

Слово правильное поймай, ушки слушают внимательно,  ручки послушные.
(эпельсин, апельсын, ипильсин, апельсин;
таблоко, аблоко, яблоко;
нанас, ананас;
пуста, апуста, капуста;
артошка, картышка, картошка) и т.д

Обязательно нужно хвалить ребёнка, за его внимательные ушки, глазки, за послушные ручки, язычок, и т.д. Тем самым мы потихоньку учим контролировать ребёнка свои части тела, быть внимательнее и активнее в разных видах заданиях.

 

Дидактическое упражнение « Исправь предложение».

Дети, пришло письмо от Незнайки.  Он перепутал все слова, получилась чепуха. Поможете Незнайке исправить слова в предложении? Кто предложение исправляет  волшебную шоколадку получает (картинка с изображением животных предметов и т.д). Готовы ваши ушки слушать? А язычок готов исправлять? Тогда начинаем.

Олю съело печенье (печенье съела Оля). Роза поливала бабушку Валю. Рыбы съели кота Ваську. Мусор вынес мальчика Пашу. Носки надели Юру. Продукты продавали продавщицу.  Кисточка рисовала Витей. Дедушка спит в в конуре, а собака на кровати. Метёлка подмела Леной пол и т.д.

 

Дидактическая игра « Поезд».

— Дети перед вами картинки. Нужно назвать, что или кто изображён на картинке, посчитать слоги и оправить в нужный вагон.
(собачка,  стол,  козлята,  ваза,  дом, машина, пирамидка, кукла, парашют и т.д.)

Например : со – бач –ка, 3 слога, в третий вагон.

Дидактическая игра « Определи место звука».

В песочнице, под песком спрятаны картинки. Ребёнок должен найти картинку и определить место звука (а) в слове и отправить в нужный вагон.
— Еще задание для вас. Нужно картинку найти, назвать, что изображено и определив место звука (а) отправить в нужный вагон.

Массаж ладошек при помощи мячика с шипами.

— Ёжик, ёжик ты колюч,
Не боимся мы иголок.
Я немножко поиграю
Ведь тебе я доверяю.

Физминутка.

Выше руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем.
Мы покружимся немножко
Мы похлопаем в ладошки.
Мы наклоны выполняем,
И опять мы зашагаем.
Руки в птиц мы превратим,
И тихонько полетим.
На дыханье упражнение
И обратно на сиденье.

 

Дидактическая игра « Назови слово».

— Мяч лови, слово говори.
(учитель-логопед произносит только отдельные звуки, а ребёнок соединив звуки называет слово).
Т.О.К      М.А.К       С.О.К           Б.А.К       Д.Ы.М         З.У.Б       П.О.Л       Л.А.К  и т.д

 

Запретное слово.

— Слова я буду говорить, а вы повторяйте только слово « машина» не называйте. Покажите запретное движение руками.
— Ложка, мышка, кошка, шкаф, сушка, пушка, лягушка, машинка и т.д.

Схемы предложений.

— Детки будем строить схемы предложений. Берите камешки, палочки, и одну фасоль.  Я слово назову, а вы предложение составляйте, не зевайте.
— Мышка (мышка живёт в норе) и т.д
— Что обозначает расположение первых палочек? (первое слово в предложении пишется с большой буквы).
— Что обозначает камешек? (маленькое слово, предлог).
— Что обозначает фасоль? ( в конце предложения ставится точка).

III. Итог.

—  Вот и закончилось наше путешествие в стране звуков. В какую игру понравилось играть  Тае? Ване? И т.д.
— Из кабинета выйдет тот, кто на звук (и) слово назовёт.

Андрианова Марина Геннадьевна
учитель — логопед, МБДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида»
Ленинградская область, Гатчинский район

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *