Почему они ошибаются?

Мне, как учителю-логопеду средней школы, хотелось бы поговорить об одной очень существенной причине школьных трудностей учащихся начальной школы – недостатках их речевого развития. Сумеем мы – педагоги, специалисты помочь ребёнку преодолеть эти недостатки – исчезнут и многие трудности, казалось бы, прямого отношения к развитию речи не имеющие.

Перед поступлением в школу все дети проходят диспансеризацию в поликлинике. В числе других специалистов с ребёнком знакомится и логопед. Он, естественно, замечает явные трудности речи, решает, какую коррекционную логопедическую работу надо провести перед школой. В более тяжёлых случаях детей направляют в специальные дошкольные учреждения (детские сады или группы для детей с речевыми нарушениями), а затем идёт обучение по специальным программам.

Но не все дети с речевыми недостатками нуждаются в специальном обучении. Во многих случаях дети с незначительными речевыми нарушениями начинают обучение в массовой школе. Логопед при однократном общении не всегда может уловить эти отклонения. А в школе педагоги не всегда связывают возникающие трудности именно с проблемами речи. В итоге дети остаются без помощи специалистов ( к сожалению, не в каждой школе есть учитель-логопед) и родителей, школьные проблемы растут как снежный ком. Какая же в таких случаях нужна помощь?

При полноценном речевом развитии уже к пяти годам дети правильно произносят все звуки, хорошо различают их, умеют рассказать об увиденном или услышанном, пересказать прочитанный текст, придумать рассказ на заданную тему т.п. Вот в отставании в любом из этих показателей и может стать тормозом в обучении.

Например, у ребёнка недостаточно хорошо сформировался навык произношения того или иного звука. Иногда он всё произносит правильно, а иногда – нет. Во ( многом это происходит от того, что ребёнок эти звуки (изолированно или в словах) не узнаёт на слух; оттого и в письме тоже будут аналогичные ошибки, например, вместо буквы Ш всегда или время от времени (что бывает чаще) напишет букву С, а вместо Ж-З или наоборот. Чаще всего смешиваются в произношении и различении на слух, а затем и на письме звуки: Р-Л, Ц-ТЬ, Ч-С, Ч-ТЬ, С-З, СЬ-ЗЬ, Б-П, Д-Т, Г-К, Ц-С.

Без помощи логопеда таким учащимся всё же не обойтись. Именно он, чтобы не было ошибок должен уточнить, какие всё же звуки ещё не окончательно сформировались. И только после диагностики начинается работа над речью.

Предположим, ребёнок смешивает в произношении звуки С и Ш. Напишем печатными буквами слоговую таблицу на эти звуки (гласные пишем чёрным цветом, С — синим, Ш – красным):
СА ША
СО ШО
СУ ШУ
СЫ ШИ
Прочитаем ребёнку первый столбик, и пусть он повторит каждый слог, чётко проговаривая звуки. Повторим это несколько раз, одновременно показывая ребёнку читаемый слог. Затем то же самое проделываем со вторым столбцом. Нужно добиться, чтобы ребёнок при произношении слогов каждого столбца ни разу не ошибся. Затем прочитаем слоги парами слева направо: СА-ША и т.д. Каждую пару сначала произносит взрослый, затем – ребёнок.

После того как ребёнок несколько раз безошибочно повторит за взрослым пары слогов слева направо, поменяем направление чтения – теперь называем слоги слева направо: ША-СА и т.д. Добившись успеха, переходим к чтению вразбивку: СА, ШУ, СО, ШИ и т.д. Не забываем указкой или карандашом показывать ребёнку читаемый слог.

Когда он научится правильно повторять любые сочетания, предложим ему показать букву, соответствующую проговариваемому звуку, или называемый вами слог. Можно предложить поднять руку, когда будет назван слог со звуком С, или хлопнуть в ладоши, если называется слог со звуком Ш. Ведь когда ребёнок тренировался в произношении, он постоянно видел буквы разного цвета, а следовательно, запомнил их названия и научился прочитывать их или даже слоги. Таким образом, тренировочная работа сразу даст тройной результат: ребёнок научится слышать звук, произносить его, прочитывать букву. У него будет постепенно закрепляться связь фонемы (различаемый на слух звук), артикулемы (произносимый звук) и графемы (буквы). А эта связь и является основой безошибочного письма.

После работы со слоговой таблицей можно перейти к различению этих звуков в произношении и на слух в словах. Для этого предложим ребёнку следующие задания:
Разложи картинки на две группы к букве С положи те картинки, в названии которых ты слышишь С (варианты задания: слова, которые начинаются и заканчиваются на этот звук; слова, где этот звук в середине); а к букве Ш положи те картинки, в названии которых есть звук Ш. ( Примерный набор картинок: санки, суп, Стол, стакан, мост, насос, колос, шапка, школа, машина, шалаш мишка и т.п.). В названии картинок не должно быть слов с двумя дифференцируемыми звуками!

Подними руку (хлопни в ладоши), когда услышишь в слове звук Ш (можно использовать те же слова, что и в предыдущем задании, только называть их вразбивку, поочерёдно для каждого звука). Затем — то же задание для звука С.

Повтори правильно слова (где одновременно есть два смешиваемых звука): сушка, шоссе, Саша и т.п. Одновременно ведётся и работа по определению значения каждого слова, подбору синонимов ( а как ещё это можно назвать?).

Сравни по смыслу и по произношению слова, отличающиеся одним звуком (С-Ш): сутки – шутки, сумел – шумел, крыса — крыша, кусай – кушай, усы – уши и др.
Перечисли названия предметов одежды ( имена, животных) со звуком С, со звуком Ш.

Повтори чётко фразы со словами на С и Ш, например: «Саша сушит шубу. Пиши, но не спеши. У Маши и Саши в сумках сушки. По шоссе несётся машина. В лесу шумят сосны.» После каждой фразы полезно проанализировать: какой же из звуков (С или Ш) есть в лове? Где это звук: в начале, в середине, или в конце слова?

Такие и многие подобные им упражнения (хорошо, если вы будете проводить их в виде весёлой игры или соревнования) помогут ребёнку закрепить правильное слуховое (фонематическое) восприятие каждого из смешиваемых звуков, научиться правильно их проговаривать, помогут избежать ошибок при письме.

Для любой пары смешиваемых звуков вы, вне сомнения, сумеете подобрать необходимые примеры и упражнения. И если работа будет идти последовательно, до полного успеха – вскоре исчезнут и ошибки в письме. Ведь ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, что основу правильного письма составляет чуткое ухо в различении всех звуков и ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен.

Несколько слов хотелось бы сказать о затруднениях другого рода: о недостаточности зрительного восприятия учащихся начальной школы.

Известно: многие дети, начиная писать, изображают буквы зеркально или нарушая их пространственную ориентацию. Кроме того дети, особенно на этапе освоения письма, могут путать при письме Л-М, П –Т, И – Ш – Щ, И – У, Г – Р, Б – Д и другие буквы. Если такое замечается, то, очевидно, зрительное восприятие ребёнка недостаточно чётко. Тогда надо провести с детьми упражнения, в основе которых – анализ и конструирование букв из элементов.

Составим букву из палочек или отдельно вырезанных элементов. Проанализируем вместе с ребёнком, какие буквы или их элементы похожи, а какие различаются. Покажем, в каком направлении и в какой последовательности эти части букв соединяются. Например, для письма буквы А нужно взять овал, справ присоединить к нему палочку с закруглением (крючок). Два таких крючка рядом составят букву И, а три – Ш. Для У нужен крючок и петля справа вниз, для Б – овал и петля справа вверх и т.д. Так постепенно разберём все путаемые ребёнком буквы. А начинать надо с тех букв, которые совсем мало похожи, — так ребёнку будет легче уловить разницу в их начертании.

А не путает ли ребёнок правое – левое? Как известно, он научается распознавать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в пространстве, и от этой «печки», от рук, он ещё долго не может оторваться в своих пространственных представлениях. Положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет первоначально лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. Умение различать правые и левые стороны предмета, находящегося перед глазами, развивается у детей позже.

Работа при затруднении подобного рода строится примерно по такому плану. Сперва уточним, знает ли ребёнок где у него правое и левое: попросим его поднять правую руку, коснуться правой рукой левого уха, показать левой рукой правую ногу, показать своё правое плечо, левое ухо взрослого, вытянуть в сторону левое ухо.. затем предложим ему назвать все предметы в комнате, находящиеся справа, затем – слева. Хорошо, если упражнения будут включать в себя движения: сделай три шага вперёд, шаг влево, два шага вправо, шаг назад и т.п. В таких упражнениях развиваются не только пространственные представления, но и внимание.

Полезное упражнение – копирование фигур, выкладываемых из счётных палочек, полосок бумаги, или нарисованных карандашом. Ребёнка при этом можно посадить рядом, а можно – напротив. Геометрические фигуры, предлагаемые для копирования, разумеется, могут быть и самыми простыми, и очень сложными – в зависимости от возможностей ребёнка.

Чем раньше, при самых первых ошибках, будут замечены затруднении и начата работа с маленьким школьником, тем легче будет и вам, и ему преодолеть эти недостатки. Будем помнить: дети с отставанием в речевом развитии нуждаются в особом внимании к ним при начале обучения, особенно если в дошкольном возрасте они не получили помощи логопеда, или она была незначительной. Важно не просмотреть таких детей, не пропустить ранние сроки для начала работы с ними, своевременно разобраться в их затруднениях и помочь им.

учитель-логопед
Криковцова Марина Петровна
МБОУ «Школа №11»
г.Прокопьевск Кемеровской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *