Почему ребенку важно ориентироваться во времени?
Знаете ли вы, что письмо – это некая протяженность в пространстве, а чтение – это протяженность во времени. Именно поэтому важной составляющей формирования функционального базиса чтения является умение понимать временные категории: времена года, дни недели, части суток.
ЧАСТИ СУТОК
Из всех перечисленных категорий детям легче всего понять самые быстро сменяющиеся: НОЧЬ, УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР.
Чтобы научить детей ориентироваться во временных отрезках, понаблюдайте вместе с ними природные изменения:
РАССВЕТ, ВОСХОД СОЛНЦА УТРОМ
ЗАХОД СОЛНЦА, ЗАКАТ ВЕЧЕРОМ
ЛУНА, МЕСЯЦ, ЗВЕЗДЫ НОЧЬЮ
ЯРКОЕ СОЛНЦЕ, РАДУГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ ДНЕМ.
А если на это не хватаем времени, попробуйте по пути из сада домой в простой беседе соотнести самые нехитрые житейские понятия ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН С УТРОМ, ДНЕМ, ВЕЧЕРОМ. Для нас несложно, а для ребенка – попробуй запомнить!
Дети постепенно научатся сравнивать, сопоставлять части суток, с выделением общих и отличительных признаков данной части суток и предыдущего отрезка времени. Например, ночью темно, утром светает, днем солнце светит ярко, вечером заходит за горизонт.
Постепенно можно научить воспроизводить последовательность смены времени суток не только произвольно, но и с заданным кем-то ориентиром. Например, попросите назвать, как меняются времена суток, начиная с вечера.
ВЕЧЕР, НОЧЬ, УТРО, ДЕНЬ…
ЗАТЕМ ПОПРОСИТЕ ВЗЯТЬ ЗА НАЧАЛО ОТСЧЕТА ДЕНЬ.
ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ, УТРО…
Можно усложнить речевую инструкцию: «Прошел день, сейчас вечер, будет ночь». А это уже самая настоящая пропедевтика усвоения времен глагола! Постепенно дети научатся применять слово «между» к заданным временным категориям:
Утро между ночью и днем, а вечер между днем и ночью.
Попросите ребенка угадать, какое время суток пропущено:
Утро, день, … , ночь.
Вечер, ночь, … , день.
День, вечер, … , утро.
Предложите исправить неверное утверждение:
После ночи наступает день.
Перед днем бывает ночь.
Попросите подумать и ответить:
- Что бывает после ночи и раньше дня?
- Что бывает после вечера и раньше утра?
- Что предшествует вечеру?
- Что следует за днем?
Чтобы превратить такие занятия в увлекательную игру, можно нарисовать для каждого времени суток свой символ. Например, УТРО – это солнышко, дающее сигнал побудки, ДЕНЬ – солнышко лучистое, ВЕЧЕР – солнышко зевающее, НОЧЬ – месяц.
Если трудно нарисовать, просто свяжите произвольно утро, день, вечер, ночь с определенным цветом или оттенком цвета.
А вот как интересно представила общение на эту тему между взрослым и ребенком поэтесса Марина Вишневецкая в стихотворении «СУТКИ»
Сын спросил у мамы-утки: — Да, у суток есть малютки.
— Мама, кто такие сутки? Называют их минутки.
И куда они летят? Друг за дружкою подряд
И вернутся ли назад? День и ночь они летят.
От побудки до побудки Сын взволнован не на шутку:
Пролетают – тают сутки, — Мне хоть на одну минутку
Улетают в никуда, Хоть глазочком бы взглянуть!
Исчезают без следа… Что ж, внимательнее будь.
Так сказала мама-утка. – Только что…
Сын спросил: — Как? Неужели?
— А их малютки? — Две минутки пролетели.
Много ли у них сутят? — Где? Когда?
Вместе ли они летят? — Да вот с тех пор,
Как ведем мы разговор.
Ребенок должен обязательно услышать яркие образцы русского народного фольклора о солнце красном, заре-зарянице – красной девице, месяце ясном. Помните, у Пушкина в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях: «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок…»
ДНИ НЕДЕЛИ
Мы уже выяснили, что важной составляющей формирования функционального базиса чтения является умение понимать временные категории. Поговорим о днях недели.
Представим себе такую необычную ситуацию…
Встретились однажды День и Ночь…
— Как тебя зовут сегодня, Ночь? – спросил День.
— Как зовут? Никак и не зовут, Ночь да Ночь.
— А как тебя будут звать завтра?
— Что значит звать завтра? Завтра тоже будут звать Ночь.
— А как звали вчера?
— Тоже Ночь.
— А меня зовут Пятницей, завтра будут звать субботой, а вчера звали Четвергом, — сказал День.
Сколько дней в неделе? Семь! Как же запомнить все?
Во-первых, можно помочь ребенку разобраться, почему дни недели названы именно так, а не иначе. Итак, давайте выясним вместе с малышом:
- Как называется первый день недели?
- Почему второй день недели назвали вторником?
- Похожи ли слова «среда» и «средина» (середина)?
- Какой по счету четверг?
- А пятница?
- Какие выходные дни любим мы все?
Во-вторых, давайте разберемся в последовательности.
Запаситесь цифрами от 1 до 7. Можно просто написать их на бумаге, а можно оформить «цифровую линейку». Самое главное: ребенок должен соотнести порядок дней недели с рядом чисел. А почему бы вам сразу не смастерить часы «Дни недели», подобные настоящим, со стрелочками, подписями, цифровыми обозначениями? Не сомневаемся, что вашему ребенку будет приятен как ваш процесс их совместного изготовления, так и результат. Еще бы, такие эксклюзивные часы будут только у него. Теперь за дело!
(Сектор 1 – красный, 2 – оранжевый, 3 — желтый, 4 – зеленый, 5 – голубой, 6 – синий, 7 фиолетовый)
Какой день: Какой день: Какой день:
За понедельником? Перед понедельником? Между воскр и вторником?
За вторником? Перед вторником? Между вторн и четвергом?
За средой? Перед средой? Между средой и пятницей?
За четвергом? Перед четвергом? Между четвергом и суббот?
За пятницей? Перед пятницей? Между пятницей и воскрес?
За субботой? Перед субботой? Между субботой и понед?
Назови «соседей»: Назови дни недели Какой день пропущен?
Понедельника по порядку. Начни: Пятница, воскрес, понед,
(воскрес и вторник) С четверга Вторник, среда, четверг
Вторника С субботы Суббота, воскрес, понед.,
Среды С понедельника Среда, четверг, пятница.
Четверга Со вторника Четверг, пятница, суббота
Пятницы С пятницы Понед., вторник, среда.
Субботы С воскресенья
Воскресенья Со среды
В-третьих, чтобы хорошенько запомнить дни недели, нужно провести аналогии. Например:
— Сколько ноток на строке? — Семь!
— Сколько красок в радуге? — Семь!
— Сколько первоклассникам лет? — Семь!
— Сколько дней в неделе? — Семь!
В-четвертых, совсем нелишним будет обратиться к копилке детских стихотворений А. Барто и др., к примеру «МУХА –ЧИСТЮХА».
Боева Татьяна Алексеевна
учитель-логопед, МБДОУ Краснокаменский д/с № 5 Капелька»
Красноярский край, п. Краснокаменск