Инновационные технологии в обучении

 Из опыта работы учителя-логопеда.

Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, зачисленных на логопедические занятия, составляют дети, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению. Прежде всего, это учащиеся с общим недоразвитием речи и нарушением  чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.

Значительные трудности в процессе школьного обучения, препятствующие   овладению грамотой и другими учебными предметами у детей с общим  речевым  недоразвитием, обусловлены недостаточной  сформированностью  различных компонентов   языковой системы – фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием, затруднениями в  овладении связной монологической речью, нарушениями чтения и письма, а также наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.

И, как следствие, необходимо на логопедических занятиях  развивать речевые возможности детей всесторонне. Проводить коррекционно-развивающую работу  по развитию речи в единстве с совершенствованием мышления, памяти, внимания, восприятия.

Вот и хочется предложить фрагмент такого  комплексного занятия. Это комплекс-занятие, включающее задания на развитие речевых возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы,   упражнения для развития тонкой моторики, элементы дыхательной гимнастики. Это занятие по усвоению младшими школьниками с ОНР лексических и грамматических средств языка путём активизации их мыслительной деятельности.

Примерный фрагмент занятия.

Тема « Обозначение мягкости согласных мягким знаком. Буква «ь».

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Задачи:

Развивающие:

  • развитие навыка звукового анализа слов с указанием мягкости и твёрдости согласных;
  • развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение  классификация);
  • развитие коммуникативных способностей.

Обучающие:

  • формирование навыка слуховых кинестетических дифференцировок;
  • формирование мыслительных операций.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства гордости за свою родную землю,  за свой язык предков (на материале произведений устного народного творчества, словаря В.Даля).
Этапы занятия, задачи Содержание деятельности педагога Методические рекомендации
1.Мобилизующий

этап:  развитие способности к анализу, развитие фонематического слуха через активизацию слухового анализатора.

 

Задание 1. Послушайте сказку и ответьте на вопросы:

а) какая буква не обозначает звука?

б) какая буква обозначает мягкость согласного на письме?

                  Незаменимый знак

Жили-были в Азбуке буквы. И любили они ходить друг к другу в гости.

Вот как-то раз «С» пошла в гости к «Я». Какой слог они образовали?  «Л» к «Е», «Д» к «И». Как согласные в этих слогах буду  произноситься?

Буквы жили – не  тужили,  потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку «Ы», с которой никто не дружил.  Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за Буква? – возмущались они.

Вот эта буква «Ь». (Логопед  показывает букву «Ь»  группе и говорит, что она называется «мягкий знак»).

Она не обозначала  никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал – жилось ей плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя   загадало:

—  Без головы, а в шляпе,
Одна нога – и та без сапога.
Ребята, как вы думаете, что это?  (Если дети не могут отгадать, логопед помогает).
Стали буквы составлять слово «Гвоздь».   Встали на  нужные места, и вышло  у них  Г В О З Д.
    — Что-то у нас не получается! – забеспокоились буквы.
— Звук  [Д] в слове «гвоздь» звучит мягко, а у нас получается твёрдый звук.
Буква «И» говорит:
— Встану я и обозначу мягкость [Д], — и быстро пристроилась в конце.
Что получилось?  Г В О З Д И.
— Но ведь у нас только один гвоздь, а не много, — сказали буквы.
Как же быть?
— Давайте лучше  я  встану, — сказала буква «Я».
Что получилось?   Г В О ЗД Я.
— У нас опять ничего не получилось, ведь ты  обозначаешь звук [А], — сказали буквы.
Что же  буквам делать? Ребята, подскажите!  (Надо поставить букву «Ь».)
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец слова. Что получилось? Г В О З Д Ь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости «Ь». Вот, оказывается, какой он  незаменимый, мягкий знак.

Анализ текста со стороны языковых особенностей; слова, затрудняющие понимание детьми текста, объясняются со стороны их значения.
Развитие слухового восприятия, устойчивости и концентрации внимания; умения определять  в слове последний согласный по твёрдости-мягкости.

Обогащение и активизация словарного запаса на изучаемую тему, развитие наблюдательности, зрительного восприятия. Закрепление графического образа слова. Развитие способности  действовать в уме.

Развитие творческого мышления, умения правильной постановки вопроса к словам, обозначающим предметы и их признаки.

Задание 2. Ребята,  послушайте слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце слова, закрывайте фишками соответствующие квадратики.

  Н  НЬ  РЬ
  Л  ЛЬ Р

Примерный материал: декабрь, трактор, пенал, фасоль, филин.

Остался не закрыт один квадратик, почему? (Не было названо слов с мягким согласным  [Н]).

Детям предлагается придумать свои слова с мягким согласным на конце слова. ( При затруднении,  логопед помогает: состояние, когда не хочется ничего делать – лень, антоним слову «ночь» — день, животное с красивыми рогами – олень, морское животное – тюлень, в ясный солнечный день деревья отбрасывают – тень, у него растут грибы-опята – пень.

Задание 3. Найдите глазами картинки с изображениями различных предметов в  кабинете.

Перечислите картинки, в названиях которых на конце слова слышится мягкий согласный.(Примерный  картинный  материал: фонарь,  телефон, олень,  пенал, букварь, портфель,  дверь, корабль.)

Задание 4. По данным анаграммы, найдите исходные слова и запишите их.

вемедьд
фтепорль

Слова для справок: медведь, портфель.

Задание 5.  Уточните значение слов «портфель» и «медведь» в этимологическом словаре.

Задание 6. К словам «медведь» и «портфель» составьте как можно больше вопросов, объединяя эти слова.

Детям предлагается закрыть соответствующие  квадратики на карточках. После того, как  карточка  лото закрыта   фишками, учащиеся вспоминают, какие слова были названы, определяют, какой квадратик не нужно было  закрывать и почему.

Дети находят глазами картинки, не поворачивая головы, называют их.

Дети расшифровывают анаграммы и записывают слова в тетрадь, подчёркивая  изучаемую орфограмму. Целесообразно использовать словарь.

Дети читают по словарю толкование слов: медведь – зверь, который ведает, знает, где находится мёд; портфель – это слово пришло в русский язык из французского; первая часть этого слова –  порт – означает «нести», вторая – фель – «лист», портфель так называли потому, что в нём носят листы бумаги, книги.

Необходимо объяснить детям, что вопросы нужно придумывать, с одной стороны, смешные и необычные, а с другой – такие, которые позволили бы узнать об этих предметах как можно больше.

II. Основной этап.

1 Презентация материала.

Развитие способностей к анализу и  синтезу, к установлению сходства и различия между понятиями; развитие речи воспитанников.

Предупреждение утомляемости, развитие внимания, связанного с координацией  слухового и зрительного анализаторов.

Задание 1. Прочитайте слова.  Сравните их по смыслу. Что обозначает слово «мел»? Что обозначает слово «мель»?  Чем отличаются  эти слова по написанию (по числу букв)? Что можете сказать о количестве  звуков в данных словах?  (Количество звуков в  этих словах одинаковое.)  Как вы это объясните?

Одинаково ли произносится звук [л] в первом и втором словах?

Какая буква показывает, что согласный  [л]  во втором слове надо произносить мягко?

В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного?

Какой вывод можно сделать?

Какие ещё буквы, наряду с мягким знаком, обозначают мягкость согласных, если стоят после них?

Задание 2.Послушайте внимательно стихотворение.

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать:
Тридцать, девять, десть, пять,
Вместо «мель» получим «мел»,
Вместо «есть» получим «ест».
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Послушайте слова и поднимайте правую руку, если окончание слов твёрдое, и левую, если мягкое: день, динь, сон, тень, сыр, сок, конь, шум, шить, тетрадь, завод, календарь, помидор,  медведь, народ, картофель, пенал, январь, ветер, коллектив, морковь, вокзал, портфель, компот, сверкать.

На доске написаны слова «мел» и «мель».

Целесообразно провести сопоставительный   анализ примеров: мел – мель. Детям предлагается построить своё высказывание, используя вопросы (вопросы можно записать на доске).

Примерный рассказ воспитанника: буква «ь» звука не обозначает. В первом слове звук [л] звучит твёрдо, а во втором – мягко. Мягкий знак показывает, что согласный «л»  во втором слове надо произносить мягко. Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него.

Мягкий знак не обозначает звука. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.

Кроме «ь»  знака, мягкость согласных обозначают гласные «Е ,Ё, Ю, Я, И», если находятся после них.

Учитель чётко и неторопливо читает стихотворение и слова, а дети выполняют задание.

2.Активизация материала.

Развитие словесно-логического мышления, звукобуквенного анализа, активизация словаря на изучаемое правило.

См. задание 1.

Развитие умения соотносить предмет и его признак; развитие способностей обобщать понятия, умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

Развитие зрительного восприятия, способности к сравнению, активизация словаря на изучаемое правило.

См. задание 6.

Задание 1. Внимательно слушайте загадки,  а слова-отгадки записывайте в тетрадь.

Вначале учитель предлагает традиционные по форме загадки, имеющие один ответ. Ответы даны,  но с пропущенными буквами.

Примерный материал:

Кто осенью спать ложится, а весной встаёт?        (М _д _ е _ ь)

Сам дней не знает,  а другим указывает?       (К_л _н ____рь)

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.   (Г_сь)

Красногрудый чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.     (Сн _ г _ рь).

Задание 2. Слушайте внимательно. Подумайте и напишите хотя бы три слова-отгадки.

Кто на своей  голове лес носит?   Слова для справок: олень, лось, баран.

Белый камень в воде тает.  Слова для справок: сахар, соль, мел.

Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы рвали.  Слова для справок: морковь,  свёкла, редиска.

Задание 3.Придумайте загадку про любой предмет из окружающей обстановки, выделив: а) его форму; б) то, из чего он сделан; в) его величину (больше чего-то или меньше чего-то).

Задание 4. Сгруппируйте слова-отгадки по орфографическому признаку, запишите слова в три столбика.

Слова для справок: медведь,  сахар,  календарь, гусь, снегирь, олень, редиска,  лось, баран,  свёкла, соль, мел, морковь.

Задание 5. Прочитайте слова, замените твёрдый согласный в конце слова на мягкий. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова при написании?

Мел, брат, ел, хор, угол, был, вес, стал, ходит, носит, варит, строит, служит.

Задание 6 .Сгруппируйте  слова по тематическому признаку. Запишите в столбики. Группировать можно по-разному, в зависимости  от желания: «взрослые»  – «детёныши»,  «животные» – «птицы» и т.д.

Примерный материал: медведь, верблюд, олень, лебедь, голубь, медвежонок, верблюжонок, оленёнок,  ворон, воронёнок, петух,  лось, гусь, снегирь, лосёнок.

Задание 7. Сгруппируйте слова по орфографическому признаку: твёрдые, мягкие согласные на конце слова.  Запишите  слова в два столбика. (Слова из задания 6)

Целесообразно попросить детей записать отгадки, обозначить орфограмму.

Детям предлагаются загадки, имеющие несколько  слов-отгадок.

Дети придумывают загадки, загадывают друг другу.

Дети записывают слова в 3 столбика: на мягкий согласный, на твёрдый согласный, на гласную.

Дети записывают в тетради слова парами.

Дети записывают слова в тетрадь в два  столбика.

Дети записывают слова в тетрадь.

Андреева Надежда Константиновна
Учитель-логопед школы-интерната
г. Рязань

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *